Командир первой русской подводной лодки — уроженец Жирятинского района
Командир первой русской подводной лодки, капитан 2-го ранга Николай Александрович Гудим родился 11 июля 1882 год в селе Княвичи (Княвичской волости, Брянский уезд, Орловская губерния, теперь — Морачёвское сельское поселение Жирятинского района).
В 1902 году Николай Гудим окончил Морской кадетский корпус, в 1903 году — курсы учебного воздухоплавательного парка. В ноябре того же года на время отсутствия М.Н. Большева назначен заведующим временной воздухоплавательной станцией в Севастополе. Участвовал в Русско-японской войне на крейсере I ранга «Россия». Также в 1904-1905 гг. во Владивостоке проходил службу в воздухоплавательном парке Морского министерства. В 1907 году окончил Офицерский класс подводного плавания. Командовал подводными лодками: «Скат», «Окунь», «Дракон», «Акула». С 6 декабря 1914 года — капитан 2-го ранга. Вскоре стал командиром подлодки «Акула».
В начале Первой мировой войны ПЛ «Акула» оказалась одной из немногих подводных лодок Балтийского флота, способных действовать у побережья противника, что во многом определило ее дальнейшую напряженную боевую службу.
Во время зимнего ремонта 1914-1915 гг. в носовой части надстройки установили 47-мм орудие. В связи с отсутствием в составе Балтийского флота подводных минных заградителей специальной постройки ПЛ «Акула» к осени 1915 г. оборудовали устройство для транспортировки и поставки 4 таких же мин, которые использовались на подводном минном заградителе Черноморского флота «Краб». Мины крепились бугелями в гнездах на верхней палубе позади рубки, а после освобождения вручную походных креплений скатывались за борт по наклонным кронштейнам. Практические испытания на Ревельском рейде дали положительные результаты.
В ноябре 1915 года на подводной лодке «Акула» на палубе надстройки позади рубки были установлены палубные крепления для 4 мин заграждения. 27 ноября того же года «Акула» под командованием капитана 2-го ранга Н.А. Гудима вышла в 17-й поход к Мемелю, предполагая поставить там мины. Из похода лодка не вернулась. Вследствие этой и других причин, изобретение, опередившее своё время, было положено «под сукно», а подводные лодки, предназначенные к его внедрению, им не оснащались. Только во время Второй мировой войны «устройство Гудима» получило применение, войдя в историю под немецким наименованием «шнорхель». Русское авторство данного изобретения было забыто.
Эстонские водолазы установили место гибели субмарины. 3 декабря 2014 указом министра культуры Эстонии останки подводной лодки признаны историческим объектом морской археологии международного значения и взяты под охрану государства. 28 ноября 2015 г. (в 100-летнюю дату гибели подводной лодки) в эстонском городе Палдиски в храме Преподобного Сергия Радонежского, в присутствии представителей Посольства РФ в Эстонии, была торжественно открыта мемориальная доска со списком погибшего экипажа подводной лодки «Акула».
В. Коваленко
Подробнее читайте в газете «Жирятинский край» в №12 от 29 марта 2019 года