Память погибших при выполнении служебных обязанностей военнослужащих и сотрудников войск правопорядка почтили в Брянске
В Управлении Росгвардии по Брянской области прошли мероприятия, посвящённые Дню памяти ...
Командир первой русской подводной лодки, капитан 2-го ранга Николай Александрович Гудим родился 11 июля 1882 год в селе Княвичи (Княвичской волости, Брянский уезд, Орловская губерния, теперь — Морачёвское сельское поселение Жирятинского района).
В 1902 году Николай Гудим окончил Морской кадетский корпус, в 1903 году — курсы учебного воздухоплавательного парка. В ноябре того же года на время отсутствия М.Н. Большева назначен заведующим временной воздухоплавательной станцией в Севастополе. Участвовал в Русско-японской войне на крейсере I ранга «Россия». Также в 1904-1905 гг. во Владивостоке проходил службу в воздухоплавательном парке Морского министерства. В 1907 году окончил Офицерский класс подводного плавания. Командовал подводными лодками: «Скат», «Окунь», «Дракон», «Акула». С 6 декабря 1914 года — капитан 2-го ранга. Вскоре стал командиром подлодки «Акула».

/home/admin/web/zhiryatinskii kray.ru/public html/site/../uploads/2019/04/akula 2
В начале Первой мировой войны ПЛ «Акула» оказалась одной из немногих подводных лодок Балтийского флота, способных действовать у побережья противника, что во многом определило ее дальнейшую напряженную боевую службу.
Во время зимнего ремонта 1914-1915 гг. в носовой части надстройки установили 47-мм орудие. В связи с отсутствием в составе Балтийского флота подводных минных заградителей специальной постройки ПЛ «Акула» к осени 1915 г. оборудовали устройство для транспортировки и поставки 4 таких же мин, которые использовались на подводном минном заградителе Черноморского флота «Краб». Мины крепились бугелями в гнездах на верхней палубе позади рубки, а после освобождения вручную походных креплений скатывались за борт по наклонным кронштейнам. Практические испытания на Ревельском рейде дали положительные результаты.
В ноябре 1915 года на подводной лодке «Акула» на палубе надстройки позади рубки были установлены палубные крепления для 4 мин заграждения. 27 ноября того же года «Акула» под командованием капитана 2-го ранга Н.А. Гудима вышла в 17-й поход к Мемелю, предполагая поставить там мины. Из похода лодка не вернулась. Вследствие этой и других причин, изобретение, опередившее своё время, было положено «под сукно», а подводные лодки, предназначенные к его внедрению, им не оснащались. Только во время Второй мировой войны «устройство Гудима» получило применение, войдя в историю под немецким наименованием «шнорхель». Русское авторство данного изобретения было забыто.
Эстонские водолазы установили место гибели субмарины. 3 декабря 2014 указом министра культуры Эстонии останки подводной лодки признаны историческим объектом морской археологии международного значения и взяты под охрану государства. 28 ноября 2015 г. (в 100-летнюю дату гибели подводной лодки) в эстонском городе Палдиски в храме Преподобного Сергия Радонежского, в присутствии представителей Посольства РФ в Эстонии, была торжественно открыта мемориальная доска со списком погибшего экипажа подводной лодки «Акула».

/home/admin/web/zhiryatinskii kray.ru/public html/site/../uploads/2019/04/mem doska i ikona
В. Коваленко
Подробнее читайте в газете «Жирятинский край» в №12 от 29 марта 2019 года
В Управлении Росгвардии по Брянской области прошли мероприятия, посвящённые Дню памяти ...
Подведены итоги заявочной кампании конкурса «Лидеры агропромышленного комплекса» Президентской ...
Мероприятие прошло во Дворце культуры Железнодорожников. В сборник вошли лучшие произведения 70 ...
Всего за неделю свой вклад в спасение жизней внесли 436 человек, из которых 41 человек впервые ...
ФКУ Брянская воспитательная колония УФСИН России по Брянской области приглашает ...
ФКУ Брянская воспитательная колония УФСИН России по Брянской области приглашает на службу в ...