Уроженец с. Жирятино Сергей Хламов принимал участие в строительстве БАМа
В двери редакции постучали. На пороге — мужчина с объемной синей папкой в руке и журналом «Огонёк» за 1974-й год
Как оказалось, нас решил навестить уроженец с. Жирятино Сергей Владимирович Хламов. Больше сорока лет своей жизни он посвятил строительству. Его руками были возведены здания известного нам Брянского машиностроительного завода, домостроительного комбината №1. Кроме того, наш земляк построил множество домов, туннелей и других сооружений в Москве и даже Армении, стал активным участником Всесоюзных комсомольских строек. Но обо всем по порядку.
«Если тебе комсомолец имя — имя крепи делами своими»
Сергей Хламов родился и вырос в с. Жирятино. Мать Вера Степановна работала на спиртзаводе главным инженером, была активным членом художественной самодеятельности, прекрасно декламировала стихи. Отец Владимир Александрович трудился разнорабочим на молокозаводе.
Сережа рос любознательным ребенком. После окончания Жирятинской школы, кстати сказать, учился на «хорошо» и «отлично», поступил в профессионально-техническое училище №3 г. Брянска. Специальность выбрал интересную — мечтал стать монтажником радиоаппаратуры.
Получив заветный диплом, устроился на Брянский завод крупнопанельных изделий.
— Там я был «подснежником», — с улыбкой вспоминает Сергей Владимирович. — Это люди, которые на предприятии занимались общественной работой. Кто-то отвечал за самодеятельность, а я участвовал в различных спортивных мероприятиях, играл за футбольную команду завода «Волна». Проработал чуть больше года.
70-е в Советском Союзе — это эпоха больших строек. И Сергей, не задумываясь, отправляется на одну из них — Всесоюзную ударную комсомольскую стройку КамАЗ. В Набережных Челнах с друзьями-комсомольцами он за два года — с 1972-го по 1974-й — возводит Камский автомобильный завод.
На майском съезде комсомола 1974 года звучит новый призыв к молодежи: «БАМ: стройка века, трасса мужества. Все — на БАМ!». Не все тогда до конца понимали главный замысел стройки, но знали одно: стране нужны их молодые, сильные руки.
— Услышав о строительстве Байкало-Амурской магистрали, с самого начала знал — еду! — вспоминает Сергей Владимирович Хламов. — Если не я, то кто же? Как говорится, «если тебе комсомолец имя — имя крепи делами своими».
Никто из родных не удивился такому решению, зная неугомонный характер Сергея, активиста, застрельщика новых дел, мастера на все руки.
Отбор бамовцем проходил строго — выбирали самых ответственных, активных представителей молодежи. Комсомольские путевки выписывал райком партии и райком комсомола. К ним жалование — 200 рублей, чтобы добраться до пункта назначения. Отправляться можно было отрядами, но тогда нужно было ждать, пока наберется 50 человек. А если уж невтерпеж, то можно было и самостоятельно. Сергей так и сделал.
Держим путь на станцию Чална
Доехав до Москвы, Сергей стал думать, как добраться до Иркутска. Сядешь на поезд, будешь ехать 5 суток. Нет, это слишком долго. А может, лучше на самолете? Конечно! Немного волнительно, ведь до этого ни разу не летал, зато быстрее. Решено!
На дворе август. И в Брянске, и в Москве тепло, солнечно, искупаться бы в реке с друзьями, но стройка ждет.
— Один до Братска Иркутской области, — промолвил Сергей.
Женщина по ту сторону стойки регистрации протянула парню билет.
— На строительство Байкала-Амурской магистрали, наверное? — улыбнулась работница аэропорта.
— Туда, — уверенно сказал комсомолец.
Самолет поднялся вверх. С каждой минутой земля становилась все меньше и меньше, словно растворялась в воздухе. Облака простирались по небу. Сергей уснул. Приземление.
«До чего же темно», — подумал парень, который еще не знал, что часовые пояса Москвы и Иркутска разнятся на целых пять часов. Добравшись до железнодорожной станции, Сергей увидел множество молодежи. С ними быстро завелось общение. Оказалось, что все едут на БАМ. Путь держали до города Усть-Кута на станцию «Лена». Пока ждали поезд, наступило утро.
Да и сев в вагон, было не до сна. Стук колес поезда не давал уснуть. За окном простиралась бесконечная изумрудная тайга. Показался знак — «Усть-Кут». Значит, прибыли.
— Поселили нас в четырехместных палатках, умывались в реке Лена, — рассказывает Сергей Владимирович. — На этой станции мы пробыли неделю. Ждали, куда же нас распределят. Работы были разные: строительные и подсобные для мужчин, женщин распределяли в столовую или ясли — следить за детьми, ведь на БАМ приезжали и семейные пары. Подзывали к себе по 15 человек. Я попал на станцию Чална. Влился в состав Киевского молодежного строительного отряда, стал работать на укладке звеньев в бригаде Дубровского.
Труд был не из легких. Все приходилось делать вручную. Да и климат, как оказалось, очень отличается от средней полосы. Уже в октябре выпал первый снег. Быстро образовались сугробы, а ночью частенько не утихал свист метели.
Рабочий день начинался в восемь часов утра, но вставать нужно было раньше. До места укладки рельсов Сергей добирался целых два часа. Машину в холодное время года не глушили, иначе потом не заведешь. Завтрак, обед и ужин — по расписанию. Привозили различные каши, картошку, тушенку. В одной палатке спали по двенадцать человек! В тесноте, да не в обиде. Зато не так холодно.
— Нас ничем не обижали, — подчеркивает мой собеседник. — Выделяли теплые вещи, были даже японские магнитофоны. Зарплата по тем меркам была высокая: от 400 до 700 рублей. Воровства не было. Деньги клали в тумбочку, которую никогда не закрывали на ключ. Тем, кто проштрафился, зарплату выдавали мелочью. Вот и считай копейку к копейке!
В 1978 году Сергея Хламова избирают комсоргом в бригаду Василия Миронюка. Парень активно работает в райкоме комсомола, ему в числе первых сменяют комсомольский билет старого образца на новый.
Вот такую характеристику написала Сергею Владимировичу партийная организация: «Зарекомендовал себя как грамотный, инициативный рабочий. Товарищи по работе ценят и уважают его. Бригада в целом и сам Сергей производственные задания выполняют на 110-130%. Ими уложено 19 километров вторых путей. Работа производится только на хорошо и отлично. Активный участник всех спортивных мероприятий. Постоянно работает над повышением своего идейного уровня. Политически грамотен, морально устойчив».
После гибели бригадира Василия Миронюка весь состав бригады единогласно доверил руководство коллективом комсоргу Хламову. Работая плечо к плечу, знали, что Сергей не даст расслабиться никому и сам во всем будет примером.
Всегда первые
Советская молодежь работала от души, но не хуже и отдыхала. Сколько прекрасных песен было спето под гитару у костра: «Милая моя, солнышко лесное», «Изгиб гитары желтой» и многие другие. Там же лакомились запеченной картошкой на углях, рассказывали друг другу интересные истории.
Футбольная и волейбольная команды бамовцев, в которые неизменно входил Сергей Хламов, неоднократно побеждали во встречах с местными. Спортивное мастерство подтверждалось на региональных спартакиадах народов Иркутской области, дважды были победителями области. До сих пор Сергей Владимирович тепло вспоминает спортивных друзей — Анатолия Горохова, Бориса Кузнецова, Василия Миронова, Виталия Царука… Связь с товарищами поддерживает. Многие из них до сих пор проживают в Иркутской области. В состязаниях мой собеседник занимал только призовые места. Даже организовал и тренировал детскую футбольную команду.
Бамовцы ставили спектакли, придумывали номера для художественной самодеятельности. Сергей Хламов писал юмористические басни и замечательные стихи:
Мелькают годы, с ними версты.
Построены поселки, города.
Железную дорогу здесь тянули,
Чтоб след оставить навсегда.
Мы не за длинным ехали сюда рублем,
По совести скажу тебе.
А чтобы утвердить себя законно
На суровой сибирской земле.
Бывало все: и зной, и дождь, зимой — мороз,
И стыли руки, ноги, нос.
Мы все прошли, мы все стерпели —
Энтузиазм и комсомол на вел
К одной большой заветной цели.
За эти годы сделано немало.
Что не достроили — достроить вам,
Но памятником в жизни нашей будет
Все хорошо известная дорога БАМ!
Вечером, после тяжелых рабочих будней, чаще всего по выходным, молодежь отправлялась на танцы в поселке Чуну. Для этого нужно было пройти пять километров по тайге. И это только в одну сторону! Здесь Сергей Хламов встретил свою Танюшу Кудряшову. Видная и яркая блондинка сразу запала в сердце юному комсомольцу.
Восемнадцатилетняя Татьяна жила в поселке вместе с родителями и старшим братом. Работала в бамовской столовой. Сергей часто провожал ее после танцев домой и однажды сделал предложение.
Свадьбу решили сыграть в Жирятино. Поздравить молодых приехало множество родственников, пришли друзья, соседи. Всем Сергей и Татьяна были рады. А потом вновь вернулись в Чуну на строительство магистрали. Молодоженам выделили просторную комнату. Спустя два года родился сын Владимир, через пять лет — дочь Елена.
— Кстати сказать, в строительстве Байкало-Амурской магистрали принимали участие и мои односельчане, — рассказывает Сергей Владимирович. — Например, Людмила Герасименко. Она работала в бухгалтерии. А Владимир Хлыст тоже занимался строительными работами.
За хорошую работу бамовцем награждали путевками за границу. Сергею Хламову довелось побывать в Польше и Германии.
— Да, там все было красиво, но у нас совсем не хуже, — улыбается Сергей Владимирович. — Конечно, на родину тянуло.
Десять лет проживала семья Хламовых в Чуне. В октябре 1984 году строительство БАМа завершилось, и супруги переехали в Брянск.
Новый этап
Чтобы совершенствоваться в профессии, Сергей Владимирович решил получить высшее образование. Для этого поступил в Брянскую государственную инженерную академию и по ее окончании был приглашен на работу бригадиром в «Брянскмашстрой». Супругам выделили квартиру в Бежицком районе областного центра.
7 декабря 1988 году в Армянской ССР случило страшное землетрясение. Мощные подземные толчки за полминуты разрушили почти всю северную часть республики, охватив территорию с населением около 1 млн человек. Сергей Владимирович вновь не смог оставаться в стороне и поехал добровольцем помогать восстанавливать Армению.
За добросовестный труд получил письмо с благодарностью от армянского народа: «Уважаемый Сергей Владимирович, московский райком КП Армении, исполком районного Совета народных депутатов г. Ленинакана, все общественные организации благодарят Вас за участие в работах по ликвидацию последствий землетрясения, за огромную бескорыстную помощь и человеческое милосердие.
Армянский народ никогда не забудет искреннее, глубокое сочувствие братских народов нашей страны, всех людей доброй воли, протянувших руку помощи пострадавшим. Сегодня Вы возрождаете из руин жемчужину Ширака — древний, самобытный Ленинакан. Мы твердо верим, что общими усилиями будут залечены раны нашего народа, город наш станет прекраснее, светлее и краше. Низкий поклон Вам, дорогой товарищ».
По возвращении в Брянск — снова руководит строительной бригадой на заводе. Любовь к профессии крепнет с каждым днем.
— Нравилось, что результат твоей работы виден, — делится мой собеседник. — На него будут смотреть потомки. С бригадой мы никогда не сидели на одном месте. Постоянно передвигались с объекта на объект. Стройка — это коллективное дело. Здесь главное доверие и следование одной цели. У нас она была — делать все на благо обществу. Не обойтись и без терпения. Оно вырабатывается, когда мы преодолеваем трудности.
В настоящее время Сергей Владимирович продолжает трудиться, несмотря на то, что в первых числах августа отметил 70-летний юбилей! Работает главным инженером в Брянском государственном училище олимпийского резерва. И держит себя в прекрасной форме, продолжает заниматься спортом. Живет в Брянске вместе с супругой Татьяной Анатольевной и сыном Владимиром. Гордится успехами внучки Ольги. В родное Жирятино приезжает на выходные в родительский дом.
Хранитель воспоминаний
— До конца своих дней буду помнить эту стройку, — говорит Сергей Хламов. — Это было хорошее время. Да, трудное, но оно было надежное. Мы с жили с уверенностью, что все мечты осуществимы, надо только приложить усилия, и смело смотрели в завтрашний день.
Фотографии и документы той прекрасной эпохи Сергей Владимирович хранит в своей большой синей папке. Да-да, именно с ней он зашел к нам в редакцию. Здесь грамоты за спортивные соревнования, культурно-массовую и общественную работу. Все аккуратно разложено в хронологическом порядке. Вырезки из газет подписаны. С фотографий на нас смотрит юный симпатичный парень, со светлыми волнистыми волосами и лучезарной улыбкой. Бережет Сергей Владимирович и комсомольский билет. Листая дальше, мы обнаруживаем много снимков с приятелями. Здесь свадьба товарища, а это фотография с комсомольского съезда в Набережных Челнах, на который наш герой был избран делегатом. Удостоверение члена партии Чунского райкома КПСС, полученное в 1980-м году, ударника коммунистического труда (1985 год), ветерана труда, которое Сергей Владимирович получил в 2009 году, когда вышел на пенсию. А также памятные медали к 140-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина и 130-летию со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина. Хранится медаль от имени Президиума Верховного Совета СССР «За строительство Байкало-Амурской магистрали», 1981 год.
— В этом году у БАМа юбилей. Не хватает только юбилейной медали «50 лет Байкало-Амурской магистрали», — говорит Сергей Владимирович. — Очень надеюсь ее получить.
И особенно трепетно мой собеседник берет в руки 17-й номер журнала «Огонёк» за апрель 1974 года. Там на обложке, на полном развороте, запечатлены первые строители Байкало-Амурской магистрали. Юные, улыбающиеся, прекрасные… Среди них в левом углу на нас смотрит Серёжа. Он, кажется, тоже светится от счастья.
На родину супруги в Иркутскую область наш герой ездил неоднократно. Там жила теща вместе с деверем. На одном из мероприятий по случаю 30-летия строительства БАМа краевед Сергей Плющенков подарил Сергею Хламову книгу «Откуда есть пошла она, земля таежная Чуна». Ее мой собеседник часто перечитывает и вспоминает былые времена, участником которых ему посчастливилось стать.