Семья Беловых из Жирятинского района о трудном военном времени

Война оставила неизгладимый след в истории каждой семьи. Но особенно трагично она отразилась в судьбах тех, чье детство опалено огнем сражений, голодом и лишениями.
Жители райцентра супруги Фаина Максимовна и Александр Сергеевич Беловы относятся к особой категории детей войны — малолетним узникам. Их воспоминания о Великой Отечественной, несмотря на прошедшие десятилетия, по-прежнему звучат эхом боли и потерь.
Оба родились и выросли в деревне Соколья Слобода в многодетных крестьянских семьях. До войны всё шло своим чередом: труд на земле, скромный быт и простые радости. Но в одночасье привычная жизнь рухнула. Отец Александра Сергеевича одним из первых ушел на фронт.
После оккупации Брянщины немцами жизнь в деревне изменилась до неузнаваемости.
— Как немцы приехали, то на нашем дворе поставили палатку, чтобы им было где ночевать, отдыхать, кушать. Готовили себе еду в нашей печке, — с горечью рассказывает Фаина Максимовна.
Сколько так жили, не помнит. Дни и ночи слились в один бесконечный кошмар.
В 1943-м наши войска стали теснить врага на всех направлениях. Отступая, фашисты беспощадно сжигали деревни дотла. Такая же участь была уготована и Сокольей Слободе. Жителей деревни собрали вместе и пешком погнали под конвоем в концлагерь.
После этого соколян погнали дальше — сторону Клетни, а оттуда — в Жуковку, в концентрационный лагерь, где им пришлось столкнуться с голодом и тяжелым трудом.
— Матерей наших забирали на работу, давали им лопаты, а мы, маленькие, сидели за проволокой. Я руку протягивала, думала, может, поверну ее и побегу вслед за мамой. Но не получалось, проволока колючая была. Не знаю, где мы спали, где мы ночевали, но помню, что когда мама приходила с работы, то в фартуке приносила нам еду.
Но вскоре Красная армия изгнала гитлеровцев с родной Брянщины и принесла узникам концлагеря долгожданное освобождение.
— Когда нас освободили, пришли в деревню свою: нету ни тряпочек, ни сундучков — все погорело, — с болью вспоминает Александр Сергеевич.
— Жить было негде, поэтому нас кто-то определил в Рубчу, чтобы мы там ночевали, — рассказывает Фаина Максимовна. — Осенью все заболели тифом. Мы выжили, а мама наша умерла.
Тяжелое время вынудило детей рано повзрослеть. Осиротев, Фаина Максимовна с братьями и сестрой стала жить у своей тети. С малых лет работала в колхозе.
Не легче было и Александру Сергеевичу. С детства он, как и многие его сверстники, трудился в колхозе: копал землю, возил сено, пас скот.
С образованием совхоза в 1960 году, за работу деревенским жителям стали выплачивать деньги. Александр Сергеевич стал пастухом, Фаина Максимовна — дояркой. В это время они подружились и вскоре, в 1961 году, поженились. Начало совместной жизни было нелегким, о чем вспоминает Фаина Максимовна:
—– Когда сошлись, я получила семь рублей, а он — пять, и мы пешком пошли в Клетню, где купили Александру рубашку, четыре буханки хлеба и поросенка. С тех пор начали понемногу обживаться.
Несмотря на все пережитые трудности, Фаина Максимовна и Александр Сергеевич смогли вместе построить счастливую семью. Сегодня они тепло обращаются к молодому поколению:
— Пусть в вашей жизни всегда будет мир, живите в дружбе и согласии. Учитесь и находите радость в общении друг с другом, не будьте гордыми между собой, поддерживайте и любите друг друга.
Мы в свою очередь искренне желаем Фаине Максимовне и Александру Сергеевичу крепкого здоровья, душевной гармонии и тепла близких. Пусть каждое мгновение приносит маленькие радости, а дни будут наполнены любовью и заботой!