БАРС Брянск

Нести свой крест

15 декабря 2017

О поездке на свою малую родину по местам служения священника Фёдора Ивановича Яковлевского, расстрелянного в январе 1938 года, рассказывают его потомки Руфина и Александр Шишовы, а также историк Вера Голованова.

Александр Шишов:
— Такие тёплые слова: «моя малая родина». Что значат они для нас? Для меня ещё совсем недавно значили не так много. Родился и вырос я в Брянске. Многое мне в нём известно. Увлекаюсь историей, много читаю. Стараюсь узнать об улицах, по которым хожу; о домах, которые совсем даже несовременной застройки; о людях, чьи имена начертаны на мемориальных досках. И никогда не задумывался о месте, где жили мои предки. Знал, что прадед родился, и его увезли на расстрел из села Высокое, которое сегодня находится в Жирятинском районе. А больше ничего! “Мама, что знаешь ты о своём дедушке, о селе, в котором он встречал рассветы и провожал закаты?”

Руфина Шишова:
— Мало. Был жив отец, Алексей Фёдорович Яковлевский. Звал меня в село Высокое, откуда родом была его большая священническая семья. Как-то не собрались. Никого из родных да знакомых там не осталось. Не особо интересовалась и судьбой деда-священника. Но пришло время, и потянуло меня на родину, малую родину. Предложила родственникам из Суземки, Алешковичей, Брянска, детям своим выросшим, Елене и Александру, и отправились по местам служения нашего деда-прадеда Фёдора Ивановича Яковлевского.
Правнуки Фёдора — учитель русского языка Астащенко Татьяна Евгеньевна с дочерью Машей и строитель православных храмов Владимир Евгеньевич Космодемьянский, а также правнучка священника Ивана Яковлевского Ольга Меньщикова с нетерпением ждали встречи с прошлым. А ещё с нами поехала, учитель истории сына Голованова Вера Ивановна, которая помогла нам восстановить историю нашего рода. Маршрут мы проложили по дорогам Жирятинского района.

Вера Голованова:
— Три года назад мы с Александром Шишовым начали работать над исследовательской работой по составлению родо- словной семьи Фёдора Яковлевского. По крохам собирали информацию: привлекли учителей истории многих сёл нашей Брянской области, разбирали не всегда понятный почерк в метрических книгах Государственного архива Брянской области, опрашивали родственников, внимательно изучили книгу жирятинского краеведа Коваленко В.И. В итоге мы смогли написать и опубликовать книгу, которую назвали «Нести свой крест». Ярким окончанием нашей работы стала поездка в Жирятинский район. Наше путешествие помогло найти недостающие звенья в мозаике истории служения Богу и людям Фёдора Яковлевского и его брата-священника Ивана.
История государства состоит из историй деревень, сёл, городов и людей, которые творят историю. Наша малая родина — село Высокое, что в Жирятинском районе. Обычное село, таких десятки тысяч в России. Но и оно имеет свою историю, достойную людей живших и живущих в нём. История села Высокое восходит к трагическим событиям села Долгое, которое когда-то находилось от него в 3 км.
С декабря 1614 года по 1616 год на брянских землях зверствовал отряд польского полковника Александра Юзефа Лисовского — литовского шляхтича, который во главе легких кавалеристских отрядов («лисовчики») разорял территорию России в период Смуты. В 1615 году во главе большого отряда (2 тыс. солдат) совершил набег на территорию Брянщины. Не обошел Лисовский и жирятинские земли. В письменных источниках осталась трагедия села Долгое, которое было полностью сожжено бандитами этого кровавого полковника. Погибла часть жителей, остальные успели скрыться в лесах. Сгорела церковь. На голое пожарище возвращаться люди не захотели. Стали искать новое место. Вышли к берегу реки Рашь: возвышенность, рядом вода, лес. Так и остались здесь навсегда, дав название поселению — Высокое.
Самое раннее упоминание о церкви Николая Чудотворца на реке Рашь относится к 1654 году. В тот год в России началась война с Речью Посполитой. «В 1663 году пришли в приход церкви села Высокое воинские люди. Ими была сожжена Церковь Николая. На церковной земле многие годы не было храма». Кто такие воинские люди, которые сожгли церковь? Здесь мы можем только предполагать. Вряд ли русские служивые люди, православные по вероисповеданию, могли сжечь церковь. Тогда кто они? В 1663-1664 гг. в Брянском уезде оказались польско-литовские отряды Яна Сапеги, которые жгли церкви, разоряли сёла, в том числе и Высокое.
Владельцем земель в Высоком в 80-е годы XVII века был Фёдор Шакловитый, известная личность в истории России. Мы его знаем как главу Стрелецкого приказа и инициатора второго стрелецкого бунта. Оказывается, он выходец из брянских детей боярских, сына нашего земляка, дворянина, брянского подьячего Леонтия. За усмирение стрельцов Ф.Л. Шакловитову 7 декабря 1684 года было даровано с. Высокое с землями вокруг него. Федор Шакловитый имел в Высоком около 1000 гектаров пашни. Был построен помещичий дом, в котором жил и присматривал «дворовый человек Ивашка Максимов сын Репников». Владел 12 крестьянскими дворами, где числилось 50 душ. Ему принадлежали также два берега реки, на которой он построил мельницу и имел рыбный промысел. В 1687 году оно уже именовалось селом и стало главным имением Федора Леонтьевича Шакловитого. Однако жизнь нашего мятежного земляка закончилась трагически. 12 сентября 1689 года он был казнен Петром I.
После смерти Ф.Л. Шакловитого с. Высокое оказалось в руках Бориса Мироновича Батурина в 1690 году. Что известно о преемнике, Борисе Батурине? Сведения о нём мы находим в «Дневных записках» И.А. Желябужского, современника Петра I. Рассказывая о первом Азовском походе Петра, он упоминает Батурина: «Четвертый полк шел, а перед тем полком шел полковник Борис Батурин». Поместье ему пожаловали в селе Высокое в 1690 году. Церковь стал строить сразу же.
Наступил новый XVIII век. Он связан с петровскими преобразованиями, войнами и походами самого царя, его сподвижников. Шла Северная война за выход в Балтийское море. Карл XII вел свои войска к Стародубу. Крестьяне сёл Норина, Высокого, деревень Анохова, Столб помогали горожанам г. Мглина держать оборону против войск самого Карла XII.
В 1772 году в селе Высоком построили новую церковь. Организовал сбор денег и строительство священник Павел Иванович. К церкви были приписаны прихожане в основном крестьянского сословия из деревень Лашуни, Мордасова, Шибалова, Голубкова, Издежич.
В документах архива сохранились метрические книги церкви святителя и чудотворца Николая села Высокое 1824, 1826-1842 гг. Причт (штат служителей отдельной церкви) состоял из четырёх человек: священник Иоан Павловский, дьякон Иван Михайлов, дьячок Василий Иванов, пономарь Михаил Иванов. Иногда службу вёл священник Николай Кондратьев.
В апреле 1903 года в селе стали строить новую церковь. В описи 1905 года говорится: «В приходе в настоящее время значится 1298 душ мужского пола и 1195 женского пола. Храм в с. Высоком деревянный, двухэтажный; в нижнем этаже престол во имя Святителя и Чудотворца Николая, в верхнем — во имя пророка Илии». Земли имелось 76 десятин. Службу в нем вели три человека. В метрической книге церкви святителя и чудотворца Николая села Высокое с 1906 по 1910 гг. указаны имена нескольких священников: Христофор Чистяков, Василий Смирнов, Александр Синадский.
3 декабря 1909 года в село Высокое приехал новый священник из Черниговской епархии Александр Гасанов, который служил в Николаевском храме до 20-х гг. Его и сменил, по сведениям из Брянской епархии, Фёдор Яковлевский.
Вот такая краткая история Николаевской церкви села Высокое.

Руфина Шишова:
— Мы едем в село Высокое. Знаем, что церкви уже нет, и даже нет следов её развалин. Наш ориентир — кладбище. А вот и самое высокое место в селе. Входим во двор ближайшего дома. Расспрашиваем о церкви. Уроженец села Высокое Иван Ильич Сафрутин ведёт нас к месту, где стоял храм. Рассказывает: «Лет 25 назад здесь ещё были развалины фундамента церкви, мы детьми часто играли там. Находили монетки, другие церковные предметы. Особенно много было человеческих костей, черепов, ведь рядом с церковью было кладбище, на котором хоронили священников. В селе поговаривали, что церковь сожгли во время войны красноармейцы при отступлении, чтобы фашисты не могли её использовать для обзора окрестностей. А в 90-е годы собирались строить прямую дорогу до Почепа, пригнали бульдозер, он и сравнял все развалины с землёй». Мы рассказываем Ивану Ильичу о последнем священнике Николаевской церкви Фёдоре Яковлевском, о его аресте. «Когда его арестовали?», — с волнением спрашивает он нас. «В сентябре 1937 года», — отвечаем. » В это же время был арестован мой дед. Он был единоличником, имел 4 коней, мельницу. 10 лет лагерей дали. Вернулся только после войны». Мы открыли нашу книгу, главу, посвящённую истории села, и нашли там имя «крепкого хозяина» Сафрутина. Тепло попрощались с Иваном Ильичом. Молча стояли на том месте, где когда-то стоял храм. Вспомнила я своего отца, думала о дедушке-священнике, который верил в Бога, любил людей и ушёл отсюда в мир иной по воле властей.

/var/www/html/zhiryatinskii kray.ru/site/../uploads/2017/12/nesti svoj krest2 na sajt

Александр Шишов:
— Вот оно то место, которое я представлял не раз в последние три года. Ничего примечательного, заросло бурьяном. Мама попросила земли взять с этого намоленного места. Стал копать и с землёй нашёл кусочки красного кирпича, остатки фундамента храма. Бережно уложил их в пакетик, это свидетельство истории моей семьи, священнического долга Фёдора Яковлевского.
Яковлевский Фёдор Иванович родился 9 июня 1885 года в селе Высокое Княвичской волости Брянского уезда Орловской губернии в семье сверхштатного псаломщика Ивана Яковлевского (моего прапрадеда). В 1890 году семья переезжает в село Княвичи Брянского уезда, куда определён псаломщиком Иван Яковлевский. Окончил начальную школу в селе, поступил во 2-е Орловское духовное училище в 1897 году, получил аттестат — в 1902 году. В ноябре этого года он был допущен к исправлению должности псаломщика в с. Супонево, а в 1904 году. был переведён на ту же должность в село Арельск Трубчевского уезда. 21 февраля 1906 года Фёдор Яковлевский был назначен дьяконом в церковь села Жирятино, где и прослужил несколько лет. На тот момент к храму села Жирятино была приписана церковь села Творишичи, что в двух километрах от Жирятина. Притч состоял из 3 человек: священник, дьякон и псаломщик. И вот в двух удивительных храмах всего несколько месяцев служил дьякон Фёдор Яковлевский. Крестовоздвиженская церковь села Жирятина не сохранилась, а вот Преображенский храм в селе Творишичи радует глаз прихожан.

Вера Голованова:
— Не первый раз мы приезжаем в этот удивительный храм. История его создания заслуживает отдельного рассказа. Настоятель храма иерей Евгений не раз помогал нам, предоставляя информацию и благословляя на данное исследование. Вот и сейчас мы опять приехали в Творишичи. Отстояли службу. И представляла я дьякона Фёдора на вершине стилизованной горы Фавор у алтаря, когда он чуть больше века назад служил в этом храме. Дождались отца Евгения после службы. Я познакомила его с родственниками Фёдора Яковлевского. Рассказала о результатах нашего исследования. Правнук Фёдора Владимир Евгеньевич Космодемьянский из суземского села Алешковичи строит на родине храм. Отец Евгений попросил совета у Владимира по ремонту крыши на колокольне. А Владимир со своей профессиональной точки зрения рассматривал храм в Творишичах. Умиротворение — вот что всегда я чувствую в этом месте. Знаю, что обязательно приеду сюда ещё не раз.
Но вернёмся в 1906 год. Уже 27 октября дьякон села Жирятина Трубчевского уезда Федор Яковлевский перемещен согласно прошению к церкви села Страшевичи Брянского уезда. Церковь имела два престола: первый престол во имя Святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, второй — во имя святых апостолов Петра и Павла. Год постройки: между 1901 и 1905 гг. Строили брянские и почепские мастера на средства прихожан. Здание церкви сохранилось до сегодняшнего дня, часть уже восстановлена, ведутся службы, но работы ещё много.

/var/www/html/zhiryatinskii kray.ru/site/../uploads/2017/12/nesti svoj krest1

Александр Шишов:
— Церковь в селе Страшевичи была уже закрыта. Мы обошли её со всех сторон. Дядя Володя восхищался архитектурой и мастерством строителей, показывал мне особенности стиля барокко, который просматривался в строении. Позвонил я в маленький церковный колокол: пусть прадед «услышит» нас. А ещё я «увидел» венчальную церемонию 1911 г. Двери храма открываются, и входит туда в белом венчальном платье сестра Фёдора Александра с женихом, почётным гражданином, сыном дьякона Арсением Ключарёвым. Рядом братья — дьякон церкви села Белоголовль Фёдор Яковлевский и псаломщик церкви села Страшевичи Иван Яковлевский. Ещё жива их мама, Пелагея. Наверное, на венчании были брат Алексей, воспитанник Орловской духовной семинарии, младшая сестра Варенька. А может быть, приехал из Бежицы работающий на рельсопрокатном заводе старший брат Василий. Вся семья собралась вместе.
Правнучка Ивана Яковлевского Ольга стояла молчаливо перед храмом: именно здесь начинал свой служебный путь родной брат Фёдора Иван Яковлевский. Стены храма помнят голос псаломщика Ивана, ещё одного моего прадеда.
Судьба моего прадеда привела в село Белоголовль дьяконом в приходскую церковь Николая Чудотворца. Сколько лет Фёдор Яковлевский служил дьяконом в Белоголовле, мы не знаем. Но вдруг, в метрической книге церкви села Страшевичи за 1919 год опять встречаем имя моего прадеда и опять в связи с сестрой Александрой. Она родила третьего ребёнка, сына Виталия, и восприемником при крещении был священник церкви села Барышье Фёдор Иванович Яковлевский. В 1921 году родился мой дед, Яковлевский Алексей Фёдорович. Место его рождения — село Высокое. Значит, прадед вернулся на родину, служить Богу и людям.

/var/www/html/zhiryatinskii kray.ru/site/../uploads/2017/12/nesti svoj krest3 na sajt

Руфина Шишова:
— О жизни моего деда в 20-30 годы почти ничего неизвестно. Послали запрос в архив ФСБ. Сообщили нам следующее: Фёдор Яковлевский был обложен индивидуальным налогом и лишён избирательных прав как служитель религиозного культа. 2 сентября 1937 года был арестован Жуковским РО УНКВД. Об аресте деда рассказывал мой отец — Алексей Фёдорович Яковлевский: «Отец был в саду. В тот год был небывалый урожай яблок. Он стоял у яблони и ел большое краснобокое яблоко. У калитки остановилась машина. Вышли люди. Отец подошёл к ним, и все вошли в дом. Обыск. Потом отца увезли. Больше дети его не видели». В ответе на запрос в архив ФСБ мы читаем: «Обвинялся по ст. 58 п. 11 УК РСФСР в том, что «будучи контрреволюционно настроенным, на протяжении ряда лет среди населения систематически проводит контрреволюционную агитацию, распространяет контрреволюционные провокационные слухи о войне, гибели Советской власти». Виновным себя не признал. Мера пресечения — содержание в тюрьме г. Брянска. 22 ноября 1937 года заседанием особой тройки при УНКВД Орловской области приговорён к расстрелу с конфискацией имущества. Обвинение: «…состоял в контрреволюционной группе церковников, проводил антиколхозную агитацию, высказывал сожаление расстрелянным врагам народа, клеветал о голоде в СССР». Был расстрелян в Брянске 14 января 1938 года. Место захоронения неизвестно». Реабилитирован 16 марта 1963 года по постановлению Президиума Брянского областного суда.
Вот таким был священнический и мирской путь Фёдора Ивановича Яковлевского.
Поездка наша завершилась. Мы протянули ниточки памяти из прошлого. Теперь мы знаем свою родословную, будут её знать и наши потомки.

Еще по теме:

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Картина дня
22 ноября 2024, 18:59

К 14.00 мск сотрудники «Брянскэнерго» восстановили энергоснабжение более 60 % пострадавших от непогоды потребителей Брянской области

Напомним, в ночь на 22 ноября 2024 года Брянскую область накрыл мощный снегопад, который привел к локальным нарушениям в работе электросетевого комплекса региона. К 14.00 мск энергетики филиала  «Россети Центр» - «Брянскэнерго» восстановили электроснабжение более 60 % потребителей, пострадавших от непогоды.  (далее…)

22 ноября 2024, 16:17

С утра снег с улиц Брянска вывозят 12 самосвалов

После непогоды 21 ноября дорожная техника регионального управления выехала на уборку в 16.30. В первую очередь они убрали главные городские магистрали. (далее…)

22 ноября 2024, 13:57

России есть чем ответить на угрозы: брянские эксперты о экстренном обращении Путина

Участники брянского «Экспертного клуба» изучили выступление Владимира Путина и высказали своё мнение о его значении и последствиях. (далее…)

22 ноября 2024, 12:09

В Брянске появится новая школа искусств

Государственная Дума Российской Федерации утвердила выделение 250 миллионов рублей из федеральной казны для строительства в Брянске в 2027 году новой детской школы искусств. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in