Статистика — взгляд непрофессионала
Без статистики вообще не жизнь… Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни смотрел фильм «Служебный роман». И эта фраза оттуда. Но задумывался ли кто-то из нас, кроме статистиков, конечно, что это действительно так? А я вам докажу, что без статистики – вообще не жизнь!
Кто я и почему мне можно верить?
Журналист по образованию. Окончила не брянский вуз. В общем, это и не важно. Несколько лет проработала в силовых структурах. И волей судьбы попала в Брянскстат на должность пресс-секретаря. Для обывателя из этого слова понятно – Брянск. Для более углубленных в тему сотрудничества с государственными органами и людей, читающих новости – «стат» тоже понятно. Но полностью всё осознать можно лишь внедрившись на территорию объекта наблюдения.
Может быть, из вас кто-то знает Гюнтера Вальрафа – немецкого журналиста, основоположника журналистского расследования. «Маэстро» виртуозно использовал метод наблюдения. Например, внедрился в издание Bild, а потом всех разоблачил в пух и прах. Я, конечно, не Вальраф. Но верить мне можно, потому что я по семейным обстоятельствам (ещё одна тема советского кинематографа!) уволилась с государственной службы в Брянскстате. И теперь «разоблачаю».
Так что же они там делают?!
Как говорится – незнание не освобождает вас от ответственности. Перефразируем – очень безответственно утверждать то, чего не знаешь! Бывает так, что мы не можем представить объём работ другого человека (потому что просто не знаем его) и из-за этого строим теории о бездействии. В случае со статистиками – объём огромен! Вы только представьте, что мир каждый день меняется, данные о населении каждый день тоже меняются. Население, образование, здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность, ЖКХ, цены и финансы и это далеко не всё… Все эти данные должны быть получены и преобразованы в государственную статистику. Ежегодно брянскими статистиками обрабатывается более 319 млн. показателей этой меняющейся и ускользающей информации, причём 202 миллиона – это выходная информация, доступная пользователям.
Кто-нибудь задумывался, что будет, если процесс остановится? Да просто — в государстве рухнет всё. Потому что разрабатывать законы, программы, выделять бюджет можно и должно только на основании точных данных. Самый последний пример: деньги, предназначенные на «президентские выплаты» семьям с детьми от 3 до 16 лет, в связи с пандемией коронавируса, выделялись регионам по именно данным официальной статистики.
Статистика – это легко, 2+2 и всё готово!
Нет. Это не просто посчитать. Данные надо собрать, структурировать, систематизировать, проанализировать, опубликовать. И за этими процессами стоит основное – аналитика. Иногда мне казалось, что у статистиков вместо головы – компьютер. Столько операций проворачивать… Например, во время Всероссийской переписи населения 2010 года Брянскстат подготовил 11 томов итогов! Представляете, за каждой цифрой и словом в каждом томе стоит человек и его работа.
Так лукавит статистика или нет?
Ещё с первой половины XX века на органы статистики возлагалась очень жёсткая контрольная функция – проверка предприятий, колхозов и совхозов на достоверность отчётности. Вести решительную борьбу со всякого рода искажениями, приписками, укрытиями и незаконной отчётностью ЦСУ СССР считало важнейшей работой для местных статистических органов. Проще говоря, в те времена статистиков боялись.
Сейчас многое изменилось… Но неизменно одно – Росстат и территориальные органы ответственно подходят к сбору информации. Каждый из сотрудников понимает, если он даст непроверенные данные, в итоге – вся информация будет искажена.
Все данные есть в ЗАГСе и силовых структурах…
Если вас не убедили предыдущие тезисы. Приведу ещё один. Совсем скоро в нашей стране пройдёт перепись населения. Каждое государство в мире проходит через это мероприятие раз в 10 лет. Только перепись населения, а не ЗАГС, не силовые структуры может дать полную информацию. Только статистика наблюдает со времён Русского централизованного государства (XV век), тогда были «писцовые книги», за населением и анализирует демографию, образование, миграцию, состояние жилищного фонда, занятость населения. Вас не спросят в других структурах – знаете ли вы английский язык или из чего сделаны стены вашего дома и есть ли у вас водопровод? А если и спросят, то не зафиксируют. Статистика спросит и зафиксирует. Чтобы потом государство знало, что надо открыть новые образовательные направления по английскому языку или языку исконных народов, или провести водопровод в определённую деревню и построить там новый фельдшерско-акушерский пункт. Но правдивость данных зависит и от ваших же ответов. Просто отвечайте честно в анонимной анкете во время переписи – например, да, у меня нет водопровода.
Вот я и «разоблачила» статистику. Благодарна, что мне удалось попробовать метод включённого наблюдения и побыть Вальрафом. Поздравляю Росстат и все территориальные органы с Днём работника статистики! Спасибо за тяжёлый труд и за то, что не просто наблюдаете ЗА жизнью, а наблюдаете ЖИЗНЬ.
Надежда Михеева