Жительница Жирятинского района вспоминает встречу с героем Русско-японской войны

9 февраля 2022, 11:23 | Общество 15

9 февраля — день памяти подвига легендарного крейсера «Варяг» ДАЛЕКОЕ-БЛИЗКОЕ С началом XX века, который принес человечеству великие открытия и невиданные социальные потрясения, нас уже, кажется, разделяет гигантская временная ...

9 февраля — день памяти подвига легендарного крейсера «Варяг»

ДАЛЕКОЕ-БЛИЗКОЕ

С началом XX века, который принес человечеству великие открытия и невиданные социальные потрясения, нас уже, кажется, разделяет гигантская временная пропасть. Но это
только на первый взгляд и если ты не беседовал с нашими старожилами.

После разговора с жительницей с. Жирятино Валентиной Григорьевной Большаковой пребываю в удивлении: как все-таки недалеко от нас отстоят люди, жившие столетие назад, да и события тех лет, ставшие знаковыми для мировой истории.

К пониманию этой истины сама Валентина Григорьевна, за плечами у которой 62 года верного служения людям на ниве здравоохранения, по ее признанию, тоже пришла не сразу. Да и что могла знать о Русско-японской войне 1904-1905 гг. юная 15-летняя девушка, приехав в 1953 году по окончании семилетки из небольшой саратовской деревушки в районный город Балашов поступать в фельдшерско-акушерскую школу?

НА ТИХИХ БАЛАШОВСКИХ УЛОЧКАХ

— Я была очарована этим небольшим и уютным городком, — вспоминает моя собеседница. — Он стоит на берегу полноводного Хопра, который в те годы в период паводков разливался так, что затапливал не только многочисленные дубовые рощи в пойме реки, но даже улицы и переулки Балашова.

Валентина успешно сдала вступительные экзамены и стала студенткой фельдшерско-акушерской школы. На время учебы сняла комнатку на улице Тараканова в доме супругов Прохора Кузьмича и Меланьи Гавриловны Михалёвых.

Просторный деревянный дом Михалёвых стоял на высоком фундаменте, а из больших светлых окон со ставнями можно было увидеть речку Хопер.

На тот момент хозяину дома Прохору Кузьмичу было далеко за восемьдесят, а его жене — на десяток лет поменьше. Они были очень добродушными и гостеприимными. Все
их звали ласково — дядя Проня и тетя Малаша. Несмотря на преклонные годы, супруги не сидели без дела и частенько обменивались визитами с дочерью Любашей, которая
тоже жила в Балашове, была замужем, работала почтальоном и воспитывала двух сыновей-подростков.

ГЕРОЙ ДАЛЕКОЙ ВОЙНЫ

До выхода на заслуженный отдых Прохор Кузьмич работал машинистом на Юго-Восточной железной дороге. Дом его после революции был поделен надвое — во второй половине тоже жил железнодорожник с семьей.

О том, что Прохор Кузьмич не просто бывший машинист поезда, а еще и герой далекой русско-японской войны, Валентина узнала случайно в 1954 году. В один из дней она только вернулась домой после занятий. В дверь Михалёвых постучали. Порог переступил мужчина средних лет. Как оказалось, это был известный московский писатель Вадим Кожевников, который специально приехал в г. Балашов взять интервью у героя-машиниста крейсера «Варяг» Прохора Кузьмича Михалёва.

Дяди Прони и тети Малаши дома не было, они как раз в этот момент были у дочери. Гость, так и не дождавшись их возвращения, попросил Валентину расспросить у ветерана подробности битвы под Чемульпо, изложить его воспоминания на бумаге и отправить письмом в Союз писателей, что девушка добросовестно и выполнила.

Конечно, не все, о чем тогда рассказал Прохор Кузьмич, запомнилось Валентине Григорьевне, но некоторые моменты запали в память отчетливо.

В ЭПИЦЕНТРЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ

С особым чувством говорил дядя Проня о том, какой необыкновенной красоты был крейсер «Варяг», на котором ему выпало служить. Построен он был американцами на изломе XIX и XX века и с 1902 года находился в Порт-Артуре в составе Тихоокеанской российской эскадры. Огромный, мощный, белоснежный, с высокими бортовыми килями, большой боевой рубкой, где постоянно, по словам Прохора Михалёва, находился командир корабля Всеволод Руднев.

Русский самодержец Николай II рассматривал укрепление и усиление влияния России в Восточной Азии как одну из важнейших стратегических задач своего правления. Основным препятствием к русскому преобладанию на Дальнем Востоке была Япония. Для Российской империи контроль над северной частью Китая, а также удержание Порт-Артура — главной российской военно-морской базы, были частью союзнических обязательств, которые наша страна приняла на себя по договору с Поднебесной. Российские сухопутные и морские силы должны были защищать целостность Китая от покушений японцев. Япония же планировала установление контроля над территорией Кореи, частью Маньчжурии и Желтым морем. Следствием этого конфликта интересов стала непродолжительная и, увы, неудачная для нас Русско-японская война.

Волею судеб простой саратовский парень, машинист крейсера «Варяг» Прохор Михалёв вместе с остальным экипажем корабля оказался в эпицентре этой политической борьбы.

В ЗАПАДНЕ

За месяц до начала Русско-японской войны крейсер «Варяг» под командованием капитана первого ранга Всеволода Фёдоровича Руднева и канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана второго ранга Григория Павловича Беляева был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне морской пригород Сеула, столицы Южной Кореи) для поддержки своего дипломатического представительства. Военные суда должны были гарантировать силовую поддержку нашего посольства в случае каких-либо провокаций. В порту Чемульпо рядом с нашими кораблями также находились военные суда Англии, Франции, США и Италии, защищавшие свои посольства.

В ночь на 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 г. японские миноносцы коварно, без объявления войны напали на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. В тот же день, одновременно возле нейтрального корейского порта Чемульпо высадился японский десант и вражеская эскадра блокировала крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец».

Капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы «Варяг» сдался.

НЕВЫПОЛНИМАЯ ЗАДАЧА

Надо сказать, что «Варяг» был новейшим бронепалубным крейсером того времени, почти все его приборы и большинство механизмов имели электропривод. Это первый русский корабль, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий. Вооружен «Варяг» был довольно слабо. Броней была защищена лишь палуба и боевая рубка, поэтому для эскадренного артиллерийского боя подходил не слишком хорошо. А старенький «Кореец» оказался самым тихоходным кораблем из всех участников предстоящей битвы.

Превосходство японцев было подавляющим. У японского адмирала Уриу было 6 крейсеров и 8 миноносцев. Броненосный крейсер «Асама» в 1,5 раза превосходил «Варяга» в тоннаже и в 2,5 раза в мощи бортового залпа. Остальные крейсеры были меньше, и каждый из них в отдельности уступал «Варягу», но суммарно японские корабли имели четырехкратное преимущество в силе артиллерии.

Чтобы прорвать блокаду, нашим морякам надо было с боем пройти узкий 20-мильный фарватер и вырваться в открытое море. Задача невыполнимая.

«ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО»

Ситуация для русских была почти безнадежной, но Руднев однозначно объявил коллегам-капитанам, что никаких вариантов почетной сдачи своих кораблей он рассматривать не собирается и обратился к морякам с речью:

«Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была…  Враг сильнее, но не храбрее нас, а храбрость, как вы знаете, города берет. Помолимся же теперь Богу и смело пойдем в неравный бой за Веру, Царя и Отечество под Андреевским флагом. Ура!»

Экипаж ответил громовым троекратным «Ура!».

Выходя в море, русские корабли прошли мимо иностранных судов, стоявших на рейде.

«Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть», — писал потом в донесении командир французского крейсера «Паскаль», капитан 2-го ранга Виктор Сенэ.

В 12.02 «Варяг» потряс первый разрыв — 152-миллиметровый снаряд «Асамы» угодил в верхний носовой мостик, перебил фок-ванты, уничтожил дальномерную станцию и штурманскую рубку. Погибли несколько матросов, а 18-летнего мичмана графа Алексея Нирода буквально разорвало на части — после боя удалось найти только его оторванную руку, сжимавшую дальномер. Отлично знавшие о слабой защите «Варяга» японцы вели огонь фугасными снарядами, которые взрывались не только при попадании в корпус корабля (попаданий было немного), но и при ударе о воду. Осколки от них засыпали незащищенных русских матросов и наносили серьезные повреждения кораблю. Все, кто находился на капитанском мостике, были ранены или погибли. Несмотря на контузию и рану головы, капитан Руднев в окровавленном мундире и без фуражки продолжил руководить боем с резервного пункта и, чтобы ободрить матросов, лично обращался к ним через судовую связь.

«ВРАГУ НЕ СДАЕТСЯ НАШ ГОРДЫЙ «ВАРЯГ»!

Через 40 минут адского боя на «Варяге» было выведено из строя более половины орудий, отказало рулевое управление, через пробоины ниже ватерлинии внутрь хлынула вода. Крейсер сильно накренился на левый борт, что мешало вести огонь исправным орудиям. Поскольку возможности прорвать строй и, главное, оторваться от японцев уже не оставалось, Руднев приказал возвращаться в порт.

Как выяснилось уже после боя, вызванные попаданиями вражеских снарядов пожары охватили шестую часть корабля. Из 570 человек команды «Варяга» непосредственно в ходе боя погибли офицер и 22 матроса. После боя в течение суток от ран умрут ещё 10 человек. Тяжело ранены были 27 человек, «ранены менее серьёзно» — сам командир крейсера Руднев, два офицера и 55 матросов. Ещё свыше сотни человек получили ранения мелкими осколками. То есть временно или постоянно была выведена из строя треть команды.

Продолжать бой оказалось невозможным. После короткого совещания было решено уничтожить корабли, чтобы они не достались врагу.

Канонерская лодка «Кореец» была взорвана командой и затонула. На «Варяге» после эвакуации раненых и экипажа на берег командир приказал открыть кингстоны, после чего крейсер с полыхающей кормой опрокинулся на левый борт и ушёл под воду. Как вспоминал Прохор Кузьмич Михалёв, он был в числе тех, кто открывал кингстоны, вода стремительно заполняла отсеки корабля. Машинист одним из последних прыгнул в воду  с тонущего судна и до берега добирался вплавь.

ОВЕЯНЫ СЛАВОЙ

О событиях у Чемульпо заговорила вся Европа. Бой показал героизм русских матросов и офицеров, которые готовы были пойти на верную гибель ради сохранения чести и достоинства.

Капитаны французского крейсера «Паскаль», английского крейсера «Талбот» и итальянского крейсера «Эльба» согласились принять русских моряков на свой борт. Прохор Михалёв и еще около сорока «варяжцев» попали к французам. Нетранспортабельные раненые остались в корейском порту под надзором врачей Красного Креста. Экипажи нейтральных государств гостеприимно приняли русских моряков — обогрели, накормили, даже переодели во французскую форму. Все оставшиеся в живых офицеры и матросы с «Варяга» и «Корейца» благодаря дипломатической работе через нейтральные страны вернулись в Россию уже к весне того года.

Моряков с воодушевлением приветствовали Одесса, Севастополь и Симферополь, Москва и, наконец, столица. На Дворцовой площади Санкт-Петербурга их лично встречал император. На общем банкете Николай II произнес тост за героев. Все участники сражения были награждены орденами и выпущенными специально памятными медалями, а также подарками от императора (серебряными часами) и денежными премиями от городских муниципальных органов. Тогда же, на императорском приеме, была впервые исполнена ставшая знаменитой песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».

Прохор Кузьмич Михалёв, как и все нижние чины экипажа «Варяга» и «Корейца», за доблестное исполнение долга и храбрость, проявленные против неприятеля, получил георгиевский крест, а на выделенную денежную премию приобрел тот самый добротный и просторный дом, в котором жил до конца своей жизни.

 

В ЮБИЛЕЙНУЮ ДАТУ

В достопамятном 1954 году о подвиге «Варяга» вновь вспомнили и заговорили. Ветераны ВМФ выступили с инициативой широко отметить 50-летие сражения при Чемульпо.  По инициативе адмирала Николая Кузнецова Указом Президиума Верховного Совета СССР им были вручены медали «За отвагу» и назначены персональные пенсии союзного значения.

Этой высокой воинской награды был удостоен и наш герой — бывший машинист крейсера «Варяг» Прохор Кузьмич Михалёв.

А моя собеседница Валентина Большакова, успешно закончив учебу в Балашовской фельдшерско-акушерской школе, в июне 1955 года навсегда покинула теплый и гостеприимный дом Михалёвых. Как молодой специалист, по направлению от учебного заведения она уехала отрабатывать положенный тогда трехгодичный срок в горный Акушинский район далекого и прекрасного Дагестана. Но это, как говорится, уже совсем другая история…

Подробнее читайте в газете «Жирятьинский край», №4 от 04 февраля 2022 г.

Фотоколлаж — https://www.rbth.com/history/332479-3-acts-of-valor-navy


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить