Уроженец жирятинской деревни Столба Вячеслав Ильюхин нашел имя своего деда на мемориале Мясной Бор
В забытой богом деревне Столба около развалин когда-то красавца клуба стоит скромный обелиск моим землякам, защищавшим Родину в годы Великой Отечественной войны
На стелле среди имен героев есть фамилия нашего деда Ильюхина Василия Демьяновича, пропавшего без вести в середине 1942 года. Его жена Акулина Кузьминична так и не узнала, где сложил свою голову муж. Соседи злословили, что Василий сдался в плен и стал предателем. Что ж, на чужой роток не накинешь платок.
Дед Василий (1890 г.р.) был родом из д. Козки, еще до революции выкупил участок земли в п. Логотинка, где поселился с женой Акулиной. Он был хорошим портным, ходил по деревням и шил шубы, тулупы из овчин. Прошел две войны: гражданскую и финскую. Когда в первые дни войны деду принесли повестку, он приказал Акулине закопать швейную машинку и ценные вещи, а сам вырыл для семьи убежище, в котором жена с детьми могли бы спрятаться во время обстрела.
Дедушка был опытным солдатом и считал, что с ним ничего плохого не случится. «Я обязательно вернусь, а ты, Акулина, береги детей», — сказал он на прощание жене. А детей было пятеро: старшая дочь Настя до войны вышла замуж в с. Быковичи за Проничева Николая, сын Иван тоже женился перед войной на Дарье Карпичевой из д. Издежичи, партизанил в клетнянских лесах в отряде «За Родину», затем ушел на фронт, младшие Мария (1926 г. р.), Михаил (1928 г. р.) и Николай (1930 г. р.) оставались с матерью и переживали все тяготы войны наравне со взрослыми. Ни одной весточки с фронта бабушка Акулина от мужа не получила, кроме извещения о том, что муж пропал без вести. Шли долгие годы ожиданий и надежды, что Василий жив и вот-вот вернется домой.
Известий об отце дождалась только дочь Мария. В апреле 1997 года в село Морачево пришло письмо из Великого Новгорода на имя Дербеневой Марии Васильевны. Маруся после войны вышла замуж за геройского парня Дербенева Николая, который прошел всю войну. Новгородские поисковики сообщали, что «в ходе полевых поисковых работ на местах боев близ деревни Мясной Бор Новгородского района еще в 1989 году поисковым отрядом из г. Тобольска Тюменской области найдены останки солдата, при котором находился смертный медальон». После пятидесятилетнего лежания в земле записи в нем сохранились плохо. Проводилась экспертиза, которая дала несколько обрывков записей. По этим обрывкам сделали запрос в Жирятинский военкомат, где подтвердили данные, что этот красноармеец — капитан Ильюхин Василий Демьянович.
По состоянию здоровья Мария Васильевна не смогла поехать к месту захоронения отца. Спустя много лет до места боев и упокоения деда добрались внуки с правнуками. Новгородская земля встретила нас сурово. 8 мая было холодно, дул сильный ветер, шел дождь со снегом. Но погода не испортила торжественность момента встречи с дедом. Воинский мемориал в Мясном Бору находится рядом с федеральной трассой Москва-Санкт-Петербург.
Огромная ухоженная территория. Большое количество памятных плит, на которые нанесены имена 95 500 героев. На мемориале с почестями захоронены почти 130 тысяч воинов. В центре построена часовня с иконой Божьей Матери, чтобы всяк пришедший сюда смог помолиться о упокоении душ погибших защитников. Вот и плита с именем деда. Слезы на глазах и мурашки по коже…
К нам подходит корреспондент новгородского телевидения, берет интервью. Голос снова дрожит от волнения. На торжественном митинге большое количество поисковиков из разных концов России, флаги, венки, живые цветы, музыка. После митинга — заупокойная лития, священники отпевают безымянные останки 171 бойца. Только фамилии семи красноармейцев по смертным медальонам установили, среди них наш земляк из д. Ходиловичи Жуковского района Костромин Михаил Михайлович. Врезались в память слова священника: «погибших от глада, от холода, от ран и болезней…»
Затем река из красных гробов с останками воинов торжественно потекла на плечах поисковиков под звуки траурной музыки к месту захоронения. Вот и горстка земли брошена на крышки гробов. Представляем, что так же и Василия Демьяновича провожали в последний путь, торжественно и без суеты.
В России много мест, щедро политых кровью во время войны с фашистами. Но одно из самых кровавых — Мясной Бор.
Здесь из-за просчетов военного руководства попали в ловушку, были окружены и уничтожены многие тысячи бойцов Второй Ударной армии. После установления немцами сухопутной блокады Ленинграда в сентябре 1941 г., неприятель в середине октября устремился через город Тихвин, чтобы соединиться с финской армией и замкнуть второе кольцо. Для Ленинграда это означало верную гибель. Героическая борьба Второй Ударной, 54-й, 52-й, 4-й армий спасла измученный Ленинград и оттянула на себя более 15 вражеских дивизий. В районе Мясного Бора наши войска прорвали оборону врага. В образовавшуюся брешь стали стремительно продвигаться бойцы Второй Ударной и на болотистой местности образовался узкий коридор шириной 3-4 км. Коридор простреливался немцами со всех сторон. К июню 1942 г. его ширина уменьшилась до 300 м. 25 июня немцы этот коридор полностью ликвидировали и советские бойцы оказались в окружении. При попытке вырваться из него большинство погибло или попало в плен. По подсчетам поисковиков, на небольшом участке земли в пару гектаров полегли 200 тысяч солдат. Эти места называют «Долиной смерти». «Здесь птицы не поют, деревья не растут…»
Хотим выразить огромную благодарность поисковым отрядам. Вы делаете благое дело. Возвращаете родственникам из небытия их дедов, увековечиваете память о них!
Нина ИЛЬЮХИНА, г. Брянск