И специальность, и образ жизни

День филолога отмечают в России, как и в ряде других стран, ежегодно 25 мая.
Символично, что в России День филолога приходит к нам сразу после Праздника cлавянской письменности и культуры, приуроченного ко Дню памяти составителей славянской азбуки — святых братьях Кирилла и Мефодия.
День филолога объединяет лингвистов, литературоведов, учителей и преподавателей в области языка и литературы, библиотекарей с филологическим образованием, переводчиков филологов и всех, кто имеет филологическое образование. В преддверии этого праздника мы побеседовали с Татьяной Сергеевной Ситниковой, учителем русского языка и литературы Кульневской школы.
— Что привело Вас в эту профессию, — спрашиваю я филолога с 37-летним стажем.
— Я всегда мечтала быть учителем, — говорит Татьяна Сергеевна. — Когда я училась в Подузовской школе, русский язык и литературу у нас вела приезжая учительница — Любовь Дмитриевна. Мне она очень нравилась. До сих пор помню её внешность и манеру преподавания. С того момента, как она у нас появилась, мое желание стать учителем русского языка и литературы усилилось, хотя учителем-филологом я стала не сразу. После окончания десятого класса я работала учителем математики в Ишовской школе. Но всё же мечта детства не давала мне покоя, и я поступила в БГПИ на факультет русского языка и литературы. Потом перешла в Кульневскую школу, и она стала для меня родимым домом.
— Татьяна Сергеевна, можно ли сказать, что филологи — это особые люди?
— Я считаю, что педагоги-филологи, конечно, особые люди, потому что отвечают за воспитание души ребенка. А для того чтобы иметь право этим заниматься, надо самому обладать душевной щедростью, добротой, желанием делиться своими мыслями, эмоциями, жизненным опытом с детьми. Всё это другие учителя тоже делают, но больше вне урока.
— Легко ли быть филологом? Это специальность или образ жизни? — любопытствую я. Мне было интересно услышать её размышления на эту тему, потому что филологам, как и рыбакам, есть о чём поговорить. Надо сказать, что другого ответа от коллеги я и не ожидала, мнения у нас совпали.
— Учителям русского языка и литературы никогда не было легко: это вечные экзамены, проверочные работы, диктанты. И правильно Вы сказали — образ жизни филолога не позволяет расслабляться. Взять даже все наглядные стенды в школе: мы обязательно должны проверить правильность написания и оформления. Я думаю, что филолог — человек, с детства влюблённый в литературу, которая в России никогда не была просто литературой, а являлась совестью нации, поэтому они должны обладать нравственной чистотой и глубиной души.— Можно сказать, что филология — это образование для женщин? — Считаю, что не зря большинство учителей-филологов — женщины, так как они отличаются эмоциональностью, душевной чуткостью, тонким пониманием нюансов душевных переживаний, без этого литературу постичь невозможно. Женщины от природы одарены этим.
— Татьяна Сергеевна, не жалеете, что выбрали этот тернистый путь?
— Хочу сказать, что коллектив, в котором я работаю, — классный! Я очень люблю свою работу, детей, коллег, поэтому ни о чем не жалею. Но, к сожалению, очень мало остаётся времени на что-то вне школьной программы. Мы постоянно спешим, бежим куда-то, и нам всё реже удаётся взглянуть на мир и увидеть всю его красоту.
Побеседовав с Татьяной Сергеевной, мы ещё раз убедились, что давно ставшие крылатыми строки Е. Евтушенко «поэт в России больше чем поэт», перефразировав, в какой-то степени можно отнести и к филологам. В преддверии праздника Татьяна Ситникова пожелала своим коллегам здоровья, терпения, творческих успехов. Благополучия в семейной жизни, удачи и
больше пытливых и добрых учеников. Неважно кем они будут в дальнейшем, считает Татьяна Сергеевна, какую специальность освоят, главное, чтобы они выросли хорошими людьми. Это самое важное не только для филолога, но и для всего педагогического содружества.