С верой, надеждой и любовью по жизни

В юбилейный день рождения пришли поздравить с 90-летием Антонину Иосифовну Солодухину заместитель главы администрации В.П. Пожарская и директор КЦСОН Т.М. Ивашнёва.
Валентина Петровна Пожарская поздравила с днём рождения Антонину Иосифовну и зачитала ей письмо от Президента РФ Владимира Путина. Тёплые слова, пожелания здоровья и благополучия адресовали также юбиляру глава администрации района Леонида Антюхова и Татьяна Ивашнёва.
Антонина Иосифовна оказалась очень интересной собеседницей. Она в подробностях рассказала о своей жизни.
Родилась и выросла А.И. Солодухина в деревне Комягино. В семье было четверо детей — двое сестёр и двое братьев. Самой старшей была Антонина.
— Тяжело было жить в военное время, — вспоминает Антонина Иосифовна. — Навсегда запомнила я воскресенье 22 июня — день, когда началась война. С утра мои родители пошли на базар в Жирятино, они ещё ничего не знали. После обеда отец вернулся домой уже с повесткой на руках и сказал, что началась война. Призвали его 23 июня. Он был старшим сержантом, помощником командира стрелкового взвода, домой с войны так и не вернулся, погиб 5 марта 1945 года на территории Латвии, там и захоронен.
Очень трудно жилось на оккупированной территории, — Помню, как при отступлении немцы сожгли наши дома и мы скитались во временном жилье: то в комнате от спиртзавода, то на квартире у родственников. А потом нам дали трёхстенный сруб от зерносклада, его надо было ещё доделать. Как мама решала этот вопрос, я уже не помню. После того, как дом доделали, в нем была организована ещё и контора.
Женщина на селе в военное время это и труженица, и хозяйка, чаще всего это еще и многодетная мать. Она не имела никаких притязаний, не ждала высоких наград, потому что была скромна и очень трудолюбива. Ведь крестьянское хозяйство ленивых не терпит. Везде надо было поспеть: с первыми петухами встать, с хозяйством управиться, деток накормить, да и самой на работу бежать. А дети тоже без дела не сидели. Как вспоминает наша собеседница, они и в плуг запрягались, и по дому работали, находились и другие занятия.
— Помню, еще во время оккупации мы пошли в лес, сняли с деревьев застрявшие парашюты, а из этого материала решили сшить себе кофточки. Полицаи обвинили нас в том, что мы держим связь с партизанами. Пришли в наш дом с обыском, а маму забрали в управу. Хорошо, что парашюты не нашли. Мы их спрятали в тростниковую крышу, и маму отпустили. Для нас этот случай стал серьёзным уроком. После этого мы стали в лес ходить с большой осторожностью.
Да, беззаботной жизнь Антонины Иосифовны не назовёшь. Потрудиться ей ой как здорово пришлось, а быть самостоятельной жизнь заставила. С детства она с домашним хозяйством умела управляться. И родительскому слову не перечила, старших уважала и почитала, и себе цену знала. Вот что значит деревенская закалка.
Спутника жизни выбирала долго. Замуж вышла в тридцать лет, зато какой достойный муж достался. Александр заприметил Антонину, когда еще в армию шёл, она работала в сельском совете секретарём. Позже он признался Антонине, что часто представлял, как они встретятся, в чём она будет одета. А когда собрался идти к ней в засватки, то духу не хватило дойти до её дома. Дошли сваты только до речки и вернулись, потому что не уверен был жених, что согласится выйти замуж за него Антонина. И всё же вышла, но потом. И ни разу об этом не пожалела.
— Жили мы очень дружно, — вспоминает Антонина Иосифовна. — За всю совместную жизнь ни разу он меня не оскорбил, не обругал, не назвал плохим словом, даже шутя. А какой аккуратный был. Во всём у Александра Фёдоровича был порядок.
Вырастили супруги Солодухины троих дочерей — Веру, Надежду и Любовь. Ухаживает за мамой сейчас самая младшая — Любовь. Так уж случилось, что после травмы, Антонина Иосифовна не ходит.
— А так хочется выйти самой на улицу, посмотреть на небо, на землю, на природу, но не могу.
И где же черпает силы для жизни эта хрупкая женщина? Наверное, в своих воспоминаниях о молодости, о любимом муже. А какую поддержку и жизненную силу даёт любовь детей, внуков и правнуков! И поэтому не покидает Антонину Иосифовну надежда, что встанет она обязательно на свои ноги и пройдётся по родному дому и любимому дворику.