Житель д. Буда Насурдин Магомедов рассказал о традициях и обычаях народов Дагестана

24 октября 2022

В состав России входит множество регионов, которые имеют самобытную культуру, гордятся национальными традициями и языковым многообразием.

Одним из них является Дагестан — древний край, на территории которого проживают агулы, аварцы, даргинцы, азербайджанцы, кумыки, лезгины, лакцы, ногайцы, рутульцы, табасараны, цахуры, таты, чеченцы-аккинцы и другие этносы. Народы Северного Кавказа — главная ценность многонациональной республики.

С 2016 года 21 октября ежегодно отмечается День дагестанской культуры и языков. О традициях и обычаях своего народа мы попросили рассказать жителя д. Буда Насурдина Магомедова.

— Дагестан — это общий дом для более 30-ти народностей, — рассказывает Насурдин Исамудинович, — у каждой из которых есть свой язык, свои обряды, обычаи и традиции. Я аварец. Но всех дагестанцев объединяет общая религия — ислам. Наши обычаи и представления о жизни, нормы поведения во многом формируются нашей религией и, по моему мнению, они во многом схожи со старообрядцами. Единственное отличие заключается в том, что мы мусульмане, а они христиане. Слушая сегодня проповеди православных священников и наших имамов, нахожу в них много общего — все они призывают к добру и любви к ближнему.

Насурдин Исамудинович родом из Казбековского района Дагестана. Ранее территория, занимаемая Казбековским и частично Кизилюртовским, Буйнакским районами, называлась Салатавией, поскольку их объединяет горный хребет Салатау. Это один из прекраснейших уголков мира, который по красоте ландшафта не уступает альпийской Швейцарии.

Главной достопримечательностью тех мест является Сулакский каньон — одно из живописнейших мест республики, настоящая жемчужина Дагестана, вобравшая в себя всю красоту этого прекрасного горного края. Это глубочайший каньон Европы длиной 53 м, глубиной почти 2 тыс. м. Свое имя он получил от реки Сулак, протекающей по нему. Уникальность этой речной долины в том, что ее глубина больше глубины Байкала почти на 300 м и больше глубины известнейшего Гранд-Каньона в США            (1 тыс. 600 м). Тот, кто хоть раз в жизни побывал в этом благословенном месте, никогда не забудет эти необычайно яркие бирюзовые извивы реки в окружении величественных гор и невероятно чистый хрустальный воздух вокруг.

Здесь, на левом берегу реки Сулак, в селе Зубутли, началась жизнь нашего собеседника Насурдина Исамудиновича Магомедова, отсюда первыми несмелыми шагами он начал свой путь-дорогу в большую жизнь, сюда каждый год он возвращается, чтобы навестить своих родственников, вспомнить свое прекрасное и счастливое детство.

Великий аварский поэт Расул Гамзатов говорил, что история горских народов писана не пером, а кинжалами, серпами, копытами коней и надмогильными памятниками. И действительно, у каждого народа и аула многонациональной республики Дагестана своя богатая, насыщенная история, набор свойственных ему обрядов, обычаев и традиций.

— У моего аварского народа есть свой язык, своя культура, своя национальная одежда, — говорит Насурдин Исамудинович. — Вообще в мире проживает около 1 млн аварцев. Живут они не только в  Дагестане, но и в Турции, Америке, Азербайджане и других странах. Но истоки наши в Дагестане.

Аварец переводится как «горец», мы себя называем людьми, которые живут в горах. Мое родное село — аул Зубутли поначалу находился высоко в горах. Но после землетрясения 1970 года был практически полностью стерт с лица земли. Оставшимся в живых жителям пришлось перебраться в предгорье и там отстроить заново свое село.

Насурдин Магомедов родился в большой многодетной семье. Его родители Асият и Исамудин вырастили и воспитали шестерых детей — пятерых сыновей и дочь.

— Наш аварский язык, — поясняет мой собеседник, — очень отличается от русского. В аварском алфавите букв чуть больше, чем в русском. Также в русском языке одно слово может обозначать несколько предметов, а у нас нет. В семьях аварцев с детьми принято говорить преимущественно на родном языке. Я учился в русской школе, а аварский язык узнал от родителей.

Насурдин Магомедов гордится тем, что на аварском языке сложили немало прекрасных стихов поэты Татджудин, Загид Гаджиев, Гамзат Цадаса, его знаменитый сын Расул Гамзатов, Фазу Алиева и другие выдающиеся сыны и дочери аварского народа. Они прославили в веках свой родной народ и обогатили своим творчеством культуру нашей многонациональной родины.

Не менее известен композитор Мурад Кажлаев — один из основоположников дагестанской композиторской школы, автор первого национального балета «Горянка» по поэме Расула Гамзатова.

С древних времен и по сей день аварцы бережно хранят многие адаты (обычаи) своего народа.

— Самые главные для дагестанцев религиозные праздники, как и для всех мусульман, — уточняет Насурдин Исамудинович, — Ураза-байрам и Курбан-байрам. Есть еще народный обычай в день весеннего равноденствия праздновать пробуждение весны, а также весело отмечать праздник первой борозды. Моя бабушка на эти праздники варила блюда из пшеницы и кукурузы.  Они восходят к нашим языческим обычаям и верованиям и в настоящее время уже широко не отмечаются.

Детей в аварских семьях всегда было много. Нужны были руки, чтобы работать на земле, и воины, которые будут ее защищать.

— В Дагестане говорят так: если у тебя большой род, ты самый богатый человек, — подчеркивает Насурдин Исамудинович. — Испокон веков, из поколения в поколение мы прививаем  своим детям уважение к старшим, помощь близким, гостеприимство и любовь к труду. К примеру, если ко мне пришел гость, даже незнакомый человек, я его должен встретить, накормить, напоить, а если с какой-то проблемой — то обязан помочь решить ее.

В селах до сих пор принято собираться на коллективный труд и помогать друг другу. Такие совместные работы сближают родственников, соседей и друзей. Сохранились и особые свадебные обычаи и обряды аварцев, которые регламентируют помолвку, калым и весь свадебный процесс. На аварские свадьбы приглашались все родственники и жители села.

В прежние времена аварцы соблюдали обычай кровной мести, причинами которой, помимо убийства родных людей, могли стать оскорбление матери, жены или сестры, нарушение брачного обещания, супружеская неверность.

Подробнее материал читайте в №41 от 21 октября газеты «Жирятинский край»

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
25 апреля 2024, 16:41

В Брянской области действуют масштабные меры поддержки военнослужащих и их семей

В Брянской области действуют масштабные меры поддержки военнослужащих и их семей. (далее…)

25 апреля 2024, 11:46

Брянск украшают флагами и праздничными инсталляциями ко Дню Победы

Во всех районах Брянска полным ходом идёт подготовка к празднованию Дня Победы 9 Мая. (далее…)

25 апреля 2024, 09:45

В 2023 году на Брянщине на благоустройство территорий направили 320 млн рублей

В Брянской области реализуется проект «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом. За прошлый год на благоустройство по этому направлению было направлено 320 млн рублей. (далее…)

25 апреля 2024, 09:23

На Брянщине продолжают строительство и реконструкцию очистных сооружений

23 апреля Александр Богомаз выступил с докладом в Брянской областной Думе о проделанной работе Правительства за 2023 год. Среди прочего он рассказал о развитии региона в рамках федерального проекта «Чистая вода» нацпроекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in