Прокурор Жирятинского района Андрей Ступак рассказал, какие усилия прилагаются в борьбе с коррупцией в муниципалитете
Коррупция — одна из глобальных проблем, затрагивающая все государства.
Она дискредитирует рыночные механизмы, нарушает права человека, подрывает принципы справедливости, провоцирует социальную напряженность в обществе.
На сегодняшний день борьба с коррупцией — одно из главных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.
О том, какие усилия прилагаются в борьбе с коррупцией в нашем муниципалитете рассказал прокурор района Андрей Ступак.
— Андрей Александрович, расскажите, пожалуйста, что является предметом взяточничества? Были ли зафиксированы в этом году случаи взяточничества на территории нашего района?
— Предметом взятки могут являться деньги, ценные бумаги, иное имущество либо незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав. В тех случаях, когда предметом взятки являются имущественные права, у должностного лица, получившего такое незаконное вознаграждение, возникает возможность вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в свою пользу имущественных обязательств, получать доходы от использования бездокументарных ценных бумаг или цифровых прав и другое.
На территории района в текущем году случаев взяточничества не зарегистрировано.
— Что является значительным, крупным и особо крупным размером взяток? Какая ответственность за это предусмотрена?
— Дача и получение взятки является уголовно-наказуемым деянием, ответственность наступает по статьям 290, 291, 291,1 УК РФ.
При этом, согласно примечанию к статье 290 УК РФ значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. рублей, крупным размером взятки — превышающие 150 тыс. рублей, особо крупным размером взятки — превышающие 1 млн рублей.
— В каких случаях лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности?
— Согласно примечанию к статье 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
— Посредничество во взяточничестве является уголовно-наказуемым деянием или нет?
— Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, является уголовно наказуемым деянием — статья 291.1 УК РФ.
Лицу, осужденному за посредничество во взяточничестве, может быть назначено наказание (в зависимости от квалификации посредничества) в виде штрафа до 3 млн руб., а также лишение свободы до 12 лет с назначением дополнительного наказания — с одновременным запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
— Каковы самые крупные суммы взяток, выявленных за последнее время?
— На территории района за последние три года получения и дачи взяток не зарегистрировано, в этой связи о суммах говорить не представляется возможным.
— Какие усилия прилагаются прокурорами в борьбе с коррупцией?
— Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции включает в себя:
. предупреждение коррупции и последующее устранение ее причин (профилактика коррупции);
. борьба с коррупцией (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений);
. минимизация и ликвидация последствий коррупционных проявлений.
Во исполнение указанных целей органы прокуратуры осуществляют следующие функции:
. надзор за исполнением требований законодательства о противодействии коррупции в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных корпорациях и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации и федеральными государственными органами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
. надзор за исполнением законодательства о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам;
. антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;
. координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности;
. надзор за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и оперативно-розыскной деятельностью оперативных подразделений правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел этой категории;
. поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, участие в рассмотрении таких уголовных дел судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
. обеспечение реализации полномочий прокурора в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве;
. возбуждение дел об административных правонарушениях, в том числе в отношении юридических лиц;
. мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции, выработка предложений по его совершенствованию;
. участие в международном сотрудничестве в области борьбы с коррупцией с международными организациями и антикоррупционными структурами других государств;
. деятельность по возврату из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений;
. работа по защите прав граждан, государства и организаций посредством возмещения ущерба, причиненного актами коррупции;
. работа по антикоррупционному просвещению, правовому воспитанию и формированию в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.
Следует отметить, что за 9 месяцев текущего года прокуратурой района на данном направлении выявлено 38 нарушений закона, в связи с чем внесено 14 представлений, 20 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Также принесено 8 протестов на незаконные нормативно-правовые акты.
Работа на данном направлении продолжается.