Росстандарт рассказал о проведении выездных обследований на АЗС
Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ЦМТУ Росстандарта) является территориальным органом Росстандарта в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Центрального и Северо-Западного федеральных округов.
К полномочиям ЦМТУ Росстандарта отнесен федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к колёсным транспортным средствам (шасси) и их компонентам, находящимся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильному бензину, дизельному топливу, судовому топливу и мазуту, электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц и федеральный государственный метрологический контроль (надзор).
В Брянской области функции по надзору осуществляет отдел (инспекция) по Калужской и Брянской областям ЦМТУ Росстандарта.
С 1 июля 2021 г. в силу вступил Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Согласно положениям данного закона у контрольных (надзорных) органов расширяется набор способов оценки соблюдения обязательных требований.
В частности, предусмотрено проведение выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом. О проведении выездного обследования субъект хозяйственной деятельности не уведомляется.
ЦМТУ Росстандарта проводятся выездные обследования на АЗС.
В ходе выездных обследований оценивается соответствие топливо-раздаточных колонок обязательным требованиям Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также проводится оценка соблюдения требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» к реализуемому автомобильному топливу.
Согласно положениям Федерального закона № 102-ФЗ средства измерений, применяемые в сферах государственного регулирования, в том числе колонки топливораздаточные, должны иметь утвержденный тип и ежегодно проходить поверку в аккредитованных на право поверки организациях.
Что следует считать типом средств измерений?
К одному типу относятся средства измерений, которые измеряют одни и те же величины, выраженные в одинаковых единицах величин, имеют одинаковый принцип действия, конструкцию и изготовлены по одной и той же технической документации.
Для утверждения типа средства измерений проходят испытания, в ходе которых определяются их метрологические и технические характеристики, межповерочный интервал. Решение об утверждении типа принимается Росстандартом.
Поверка средств измерений – это операции, которые выполняются в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
При выпуске из производства и после ремонта проводится первичная поверка, а в процессе эксплуатации – периодическая поверка с определенной периодичностью – межповерочным интервалом, который устанавливается для конкретного типа средств измерений при утверждении типа. Например, для топливораздаточых колонок межповерочный интервал составляет, как правило, 1 год.
Соблюдение при поверке межповерочного интервала имеет большое значение, так как после истечения данного интервала точность средства измерений не гарантируется.
Следует отметить, что в Федеральный закон № 102-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 01.03.2025 г., согласно которым после ремонта также будет проводиться периодическая поверка.
При этом периодическую поверку топливораздаточных колонок уполномочены проводить только государственные региональные центры метрологии, которые являются подведомственными организациями Росстандарта. В Брянской области такой организацией является ФБУ «Брянский ЦСМ».
Сведения об утверждении типа и сведения о поверке средств измерений в обязательном порядке должны быть внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Как можно узнать, поверены ли колонки, по которым осуществляется отпуск автомобильного топлива на АЗС? Для этого потребуется информация, нанесенная на заводской табличке: наименование типа колонки, заводской номер (рис. 1).
Рис. 1
По этим данным осуществляется поиск сведений о поверке в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений. Данные доступны по ссылке в сети «Интернет»: https://fgis.gost.ru/fundmetrology/cm/results.
Знак утверждения типа, размещенный на шильдике, говорит о том, что средство измерений является средством измерений утвержденного типа (рис. 2). Иногда этот знак может отсутствовать на маркировке, в таком случае знак утверждения типа обязательно должен быть нанесен на паспорт колонки или руководство по эксплуатации.
Рис. 2
Но даже если топливораздаточная колонка имеет утвержденный тип, поверена в установленном порядке, не каждая колонка может применяться для отпуска топлива на АЗС.
С 01.09.2023 г. все топливораздаточные колонки должны иметь относительную погрешность, не превышающую ±0,25 % при температуре окружающей среды и топлива (20±5)°С и ±0,5 % при температуре окружающей среды и топлива, выходящей за диапазон (20 ±5)°С.
Следует отметить, что ЦМТУ Росстандарта были установлены случаи реализации неких нефтепродуктов (суррогатов), в которых содержание серы превышает нормы, допустимые для топлива класса 5, в сотни раз. Например, «ДТФ» (дизельная технологическая фракция), «ДГК» (дистиллят газового конденсата), «ТБЛ» (топливо бункеровочное легкое), «СМТ» (судовое маловязкое топливо). При этом действие технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 на данную продукцию не распространяется.
В случае подобного нарушения единственной мерой административного воздействия могло быть привлечение к административной ответственности за нарушение условий эксплуатации топливораздаточной колонки, так как топливораздаточная колонка предназначена для отпуска бензина и автомобильного топлива.
В конце 2020 г. проблема реализации суррогатного топлива была решена на уровне федерального законодательства.
На основании предложений Росстандарта и Минпромторга России совместно с участниками топливного рынка по итогам масштабных проверок в «Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463, внесен пункт 71, согласно которому на АЗС допускается продажа только автомобильных видов топлива (бензина и дизельного топлива), на которые распространяются требования ТР ТС 013/2011.
Соблюдение требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 в ходе выездных обследований проверяется в части информации о топливе, представляемой потребителям.
На топливораздаточном оборудовании должна быть указана марка топлива. Как правило, ее размещают на топливораздаточном кране (рис. 3). В обозначении марки топлива предусмотрено расположение символов в определенном порядке. Например, дизельное топливо зимнее обозначается следующим образом: «ДТ-Л-К5», где «ДТ» показывает, что это дизельное топливо, «Л» — климатические условия применения топлива, «К5» — экологический класс топлива (в РФ реализация топлива с экологическим классом ниже пятого не допускается). Бензин с октановым числом «95» обозначается так: «АИ-95-К5». Аналогичное обозначение марки автомобильного топлива должно содержаться в кассовом чеке.
Рис. 3
В уголке потребителя размещают паспорт топлива. Его содержание также регламентировано техническим регламентом. В паспорт включается информация о наименовании и обозначении марки топлива, наименовании изготовителя топлива, нефтебазы, с которой поступило топливо, нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям ТР ТС 013/2011, сведения о декларации соответствия и другие данные, характеризующие партию топлива. Если паспорт в уголке отсутствует, то продавец обязан его предъявить по требованию потребителя. Наличие паспорта реализуемого топлива на АЗС обязательно.
К сожалению, ввиду того, что выездное обследование проводится без взаимодействия с контролируемым лицом, то провести отбор проб и испытания топлива в рамках выездного обследования не представляется возможным.
В Брянской области в 2023 г. были проведены выездные обследования на 15 АЗС следующих брендов: «Роснефть» (АО «Брянскнефтепродукт»), «Газпром» (ООО «Газпром газомоторное топливо»), «AlexOil» (ИП Ященко Е.С.), «Connect» (ИП Фоменков Е.О., ИП Чернов А.Е.).
По результатам этих мероприятий не установлено нарушений обязательных требований Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».
Обращения по поводу недолива топлива, качества автомобильного топлива, а также по другим вопросам, рассмотрение которых отнесено к компетенции ЦМТУ Росстандарта, следует направлять в отдел (инспекцию) по Калужской и Брянской областям ЦМТУ Росстандарта по адресу: 241030, г. Брянск, ул. Ново-Советская, д. 82, тел. (4832) 30-00-65, (4832) 30-01-20,
e-mail: [email protected].
Источник: ЦМТУ Росстандарта