Счастлив тот учитель, который нашёл путь к сердцу ребёнка
Добрые традиции были всегда, живы они и сегодня.
Всякий раз после посещения маленьких сельских школ в душе появляется такая «сладкая грустинка», быть может, потому, что мы тоже родом из той маленькой, сельской, но такой родной школы.
Попали в сказку
Незадолго до празднования Дня учителя мы с коллегой решили побывать в Колоднянской основной школе. Заранее директора предупреждать о своём визите не стали. Ни для того, чтобы застать врасплох, а просто чтобы люди не волновались и не суетились.
Отворив калитку школьного двора, мы очутились «У Лукоморья», в прямом смысле этого слова.
Среди развесистых ветвей сидит русалка, а внизу, у подножья дерева, с лукавым прищуром ходит учёный кот, и, наверное, сказки ей говорит. И совсем не беда, что дерево то не дуб, как у классика, а яблоня, сути это не меняет.Мы так увлеклись фотосессией, что даже и не заметили, как вышла и наблюдала за нами хозяйка этой сказочной страны, а по совместительству директор школы Елена Александровна Посконная.
Потихонечку живём
Еще немного полюбовавшись сказочным великолепием, зашли в здание школы. В коридорах было тихо, шли занятия. Пока идут уроки, мы попросили Елену Александровну рассказать об успехах и перспективах образовательного учреждения, о том, что волнует и чем можно похвастаться.
— Ну что вы, чем нам хвалиться, — заскромничила директор, — потихонечку живём, звёзд с неба не хватаем, но и в числе отстающих тоже не состоим.
Надо заметить, что Колоднянская школа единственная в районе перешла на пятидневную рабочую неделю. Как призналась Елена Александровна, некоторые сомнения были по этому поводу, ведь по семь уроков каждый день – это тяжело. Но проучившись с полмесяца, втянулись, и считают, что даже не плохо. За два выходных ребята могут полноценно отдохнуть и также полноценно подготовиться к урокам.
Колоднянская школа, как многодетная семья, где каждый знает свои обязанности, а если кто-то не успевает, то на помощь спешат все.
В этом году в школе обучаются 29 учеников. Большое пополнение, по сельским меркам, составил 1-й класс. Семь первоклашек влились в школьную семью.
— Детки все активные, любознательные, грамотные. Они все посещали наш детский сад «Солнышко», и надо сказать большое спасибо воспитателям за подготовку наших первоклассников, — говорит Елена Александровна.
В данной школе, как, впрочем, и во всех других учебных учреждениях нашего района, есть свои планы, направления и проекты. Одно из направлений общее для всех – переход на новые стандарты. Что это значит? А это значит, что ребёнок сам должен учиться учиться. Хорошо это или плохо, покажет время.
Ребята вместе с учителями готовятся к выставке фоторабот «Красота родного села». В проекте «Дорога к школе» колоднянские школьники уже добились весомых результатов. Работа в этом направлении ещё не закончена.
Пока мы беседовали с директором школы, звонок успел прозвенеть уже два раза с урока и снова на урок. В коридорах снова воцарилась тишина. И только вкусный, соблазнительный запах школьного обеда остался витать в воздухе.
Спасибо нашим поварам
Татьяна Николаевна Ангельчева поваром пришла работать в школу только в этом году. До этого она работала поваром на одной из свиноводческих площадок ООО «Дружба». Предыдущий повар ушла на пенсию, и если бы не Татьяна Николаевна, дети могли бы остаться без обедов. Т.Н. Ангельчева решила пойти работать в школьную столовую не по тому, что к дому ближе, а просто стало жалко детей, тем более, что и её внучка тоже является учащейся школы.
— Здесь работать труднее в том плане, что нужно меню составлять и готовить согласно требованиям Роспотребнадзора, — признаётся повар, но на помощь всегда приходит Елена Александровна, подсказывает как надо, вместе и менёвки пишем.
И какие бы ни были казённые ограничения, повар умеет приготовить вкусную, а главное полезную еду. О чём свидетельствуют пустые тарелки после школьного завтрака.
Здравствуй, племя младое …
В прошлом году три молодых специалиста пополнили педагогический состав школы.
Молодой учитель… Современный учитель… Какие мысли, ассоциации вызывает у всех это словосочетание? Может быть, молодой учитель — это учитель энергичный, творческий, подвижный? Может быть. Молодой учитель открыт ко всему новому и более восприимчив к интересам учеников. Может быть, это учитель, у которого еще недостаточно знаний, недостаточно опыта? И такое тоже возможно.
Так каким же должен быть молодой современный учитель? С моей точки зрения, современный молодой учитель должен обладать такими качествами, как умение учить и обучаться, потому что в условиях современного жизненного ритма необходим постоянный профессиональный рост; любовью к детям; добротой и отзывчивостью. И конечно же, такие качества, как целеустремленность, интеллектуальность, чуткость, культура, широкий кругозор, терпение, внимательность, ответственность за своё дело, общительность, умение наладить отношения, чувство юмора, гибкость, готовность к восприятию нового, организаторские способности.
Пообщавшись с молодыми педагогами Колоднянской школы, побывав у них на уроках, понимаешь, что всё вышеперечисленное относится к нашим героям.
Руслан Владимирович Ильенко — учитель истории и обществознания. После окончания Брянского Государственного университета в 2015 году преподает колоднянским детям. Жанна Владимировна Гаврютина, учитель химии и биологии, и Анна Васильевна Шевцова, учитель начальных классов, так же, как и их коллега, работают в данной школе второй год. Молодые педагоги стараются идти только вперед, совершенствуя свои профессиональные навыки и умения. Так как в современной школе перечень современных образовательных технологий широк — это и проектная деятельность, и игровые технологии, и ИКТ, и многие другие, во всем этом многообразии они выделяют использование электронных образовательных ресурсов на уроках, не отрицая при этом все другие. И главное, они нисколько не жалеют о выбранной профессии. Знают, что ещё многому предстоит научиться, что будет много трудностей и, возможно, неудач. Главное – помочь маленькому человечку с чистой детской душой, неиспорченным характером и горящими глазами остаться таким же открытым, жизнерадостным, каким он впервые перешагнул порог школы.
Старая гвардия
Не отстают от своих молодых коллег и педагоги со стажем.
Более двадцати лет сеют доброе, разумное, вечное Елена Ивановна Полевая, учитель математики, и Людмила Ивановна Ветошко, учитель технологии. Пять лет тому назад в школьный коллектив пришла Ирина Николаевна Юницкая, учитель русского языка и литературы. Татьяна Леонидовна Понамарёва, учитель начальных классов, не один год прививает любовь к знаниям младшим школьникам.
Это учителя – новаторы, эффективно работающие со знаниями, исследователи, консультанты, воспитатели, организаторы и руководители проектов; любящие, понимающие, отдающие свое сердце детям!
Главная задача для них – воспитать ЛИЧНОСТЬ. А чтобы это произошло, по мнению моих собеседников, учитель должен сам оставаться в душе ребёнком, общаться на равных, быть терпимым и справедливым, получать удовольствие от того, что он делает, и даже в самые трудные моменты своей жизни ни в коем случае не обидеть, не навредить ребёнку случайно сказанным словом или суровым взглядом.
И в заключении…
Хочется сказать такими словами: «Счастлив тот учитель, который нашел путь к сердцу ребенка! Счастлив тот ученик, которому открыто сердце учителя».
Надежда КОНДРАТ