Как сохранить сельскую школу?
Сельская школа всегда занимала особое место в системе российского образования.
Можно говорить о некоторых различиях в системно-социальном качестве городской школы и сельской школы и можно говорить о разном качестве образования.
Но у сельской школы есть и огромные преимущества.
Главное состоит в том, что сельская школа несет на себе печать сельского социума, сельской культуры.
Качество образования в первую очередь зависит от педагога. Это аксиома. А в наших сельских школах в основном работают профессионалы своего дела. В этом мы убедились, побывав в Высокской начальной школе. Работают здесь два учителя — Анна Николаевна Чепикова и Елена Олеговна Мизгачёва. У Анны Николаевны педагогический стаж 41 год, у Елены Олеговны – 25.
Зашли мы в Высокскую школу во время перемены, но привычных детских голосов, которые звучат после звонка с урока, не услышали. Четверо учеников находились в одной из классных комнат, играли с конструкторами и шашками. Действительно, шуметь тут было некому. Для беседы со школьным коллективом мы собрались в той же классной комнате. Ребята затеяли игру с шашками, а мы приятно побеседовали с учителями.
Из общения с ними мы узнали, что в Высокской начальной школе два классокомплекта: с первым и третьим классами, в которых по одному ученику, работает Анна Николаевна, второй и четвёртый у Елены Олеговны.
— Сегодня, — говорит Елена Олеговна, — во втором классе будем проводить Всероссийскую проверочную работу по русскому языку. Материалы для проверки знаний я уже привезла из базовой Морачёвской школы.
В продолжение разговора мы узнали, что с таким небольшим количеством учеников в школе проводятся праздники. Последний из них готовили дети и учителя Высокской школы ко Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков. Следующее мероприятие по плану – Праздник Осени. Почти все мероприятия школа проводит совместно с сельским клубом, благо, что они находятся в одном помещении, далеко ходить не надо. Побывав в Высокской школе, невольно задумываешься – что ждёт дальше такие школы? Анна Николаевна сказала, что на перспективу в селе ещё есть четверо дошкольников. Не густо, конечно, но всё-таки.
В большинстве сельских школ, в том числе и в Высокской, за партами сидят не более 4-10 человек, что делает их с точки зрения финансирования нерентабельными. Но без школы село или деревня умрет. Все, кто сможет, из молодого работоспособного населения села переедут туда, где есть школа для их ребенка. Как бы не хотелось, чтобы сбылся прогноз Владимира Набокова, который однажды сказал: «Россия может разделить судьбу Древнего Рима: культура останется, а народ исчезнет».
Нам нужно сохранить село, нам нужно сохранить сельскую школу. Хотя многие считают, что малая школа должна закрываться. А во всей Европе действует лозунг: малое – прекрасно. Может быть, стоит и нам взять этот лозунг на вооружение?
Валентина КОВАЛЁВА