«Знай отчий край»: редакция газеты «Жирятинский край» продолжает юбилейную акцию
Уважение к своим истокам, к истории своей малой родины — основа патриотизма
ОТКУДА БЕРЁТСЯ ЭТО ЧУВСТВО
Как возникает это чувство? Прежде всего, в ходе познания исторического прошлого и приобщения к своим корням. Задавшись вопросом, откуда возникла его любовь к родине, наш легендарный военкор Семён Пегов заметил: «В молодости и в детстве я занимался спортивным туризмом, то есть буквально жил в палатках, в родных лесах, на земле… Мой патриотизм он оттуда. Он оттого, что я на этой земле находился, а не оттого, что меня заставляли маршировать или выполнять патриотические ритуалы. Я реально люблю свою родную землю. Ни на что ее не променяю никогда, потому что я просто физически ощущаю свою связь с этой землей».
Увы, немногие из нас могут похвастаться хорошим знанием истории родного края. Еще меньше тех, кому своими глазами удалось увидеть все его знаковые, памятные места. За привычной суетой будней мы редко оглядываемся вокруг и, как тютчевский иностранец, не замечаем, «что сквозит и тайно светит» в ее «смиренной наготе».
ЗАПЕЧАТЛЕТЬ В СВОЕМ СЕРДЦЕ
Поэтому в год 95-летия Жирятинского района редакция районной газеты объявила акцию «Знай отчий край!» В ее рамках живые, увлекательные краеведческие экскурсии для жителей района проводит великолепный знаток истории малой родины, Почетный гражданин Жирятинского района Владимир Иванович Коваленко. Эти незабываемые встречи помогают всем желающим восполнить пробелы в краеведении, глубже узнать историю родных сел и деревень, а самое главное, еще раз запечатлеть в своем сердце неповторимую красоту наших мест.
Первая экскурсия, о которой мы уже рассказывали на страницах районной газеты нашим читателям, пролегла по территории Жирятинского и Морачёвского сельских поселений через населенные пункты Павловичи, Литовники, Княвичи, Морачёво и Высокое. Отзывы участников о ней — только восторженные! Поэтому не заставило себя долго ждать и продолжение.
К акции «Жирятинского края» присоединились учителя истории и обществознания муниципалитета, которые совместили краеведческую экскурсию с выездным заседанием своего методобъединения. В ходе поездки удалось охватить целый ряд населенных пунктов Жирятинского и Воробейнского сельских поселений — Ратное, Ишово, Воробейню, Кульнево, Муравьи, Клинок и Норино.
Огромная удача, что среди участников акции снова оказались дети — на этот раз учащиеся Воробейнской школы, а также ее Будлянского и Норинского филиалов. Благодаря экскурсии ребята смогли узнать много интересного о тех местах, в которых им посчастливилось появиться на свет, по-новому взглянуть на знакомые с детства окрестности и через увиденное ощутить себя частичкой большой истории. Большую благодарность выражаем отделу образования администрации района за помощь в организации транспортной доставки участников акции.
«ПОМНЯТ ЭТИ ПОЛЯ»
Погода в день экскурсии выдалась нам на радость приветливой и теплой. Все с удовольствием подставляли свои лица солнышку, чтобы под его нежными лучами перед зимними холодами еще раз ощутить эту ни с чем не сравнимую прощальную ласку уходящего бабьего лета.
Ровно в 9.00, весело загрузившись в просторный школьный автобус, участники акции отправились в путь. При выезде из райцентра дорога запетляла серпантином, то взбираясь по крутым склонам, то ныряя вниз.
— Как вы думаете, — сразу же озадачил всех экскурсовод, — почему наши предки прокладывали дороги по оврагам? Да потому что по полю, где рос хлеб, ездить не разрешали. Земелька-то у нас, в основном, небогатая, да и мало было обработанной.
Владимир Иванович обратил взоры пассажиров на широкое пространство, открывшееся за деревней Кучеево:
— А вот это поле слева, — с улыбкой произнес он, — не зря называют «куркулевским». В начале прошлого века оно принадлежало крупному местному предпринимателю Силаеву. Работали здесь крестьяне из близлежащих сел и деревень. Особой рачительностью и деловитостью отличались выходцы из почепской округи, осевшие в Кульневе и Высоком, оттого их и звали «куркулями».
Резко свернув на Воробейню, наш железный конь лихо помчался меж полей у деревни Ратное. Сейчас их в образцовом порядке содержит агрохолдинг «ОХОТНО». Любо-дорого смотреть!
— Ратное, — пояснил краевед, — это село пахарей (по-древнерусски, ратай — пахарь). У нас в районе это самые плодородные почвы. Даже в стародавние времена хлебопашцы здесь получали урожай с одного ведра — по три, а то и по четыре!
Помнят эти поля и Великую Отечественную. Глубокий противотанковый ров, появившийся здесь летом 1941 года, был призван сдержать наступление гитлеровцев на Брянщину. И именно на ратнинских полях фашистское отребье попало в окружение. Сейчас ров, как уродливый шрам, перерезает пополам тучное, дородное тело земли-матушки, чтобы потомки всегда помнили, какой ценой нам досталась наша Великая Победа.
«БУДЬ БОГАТА — КАК ОСЕНЬ»
Далее на пути следования показалась деревня Ишово. Известен этот населенный пункт не только своими чистейшими источниками с вкуснейшей родниковой водицей. В XIX веке здесь никак не могли поделить спорные участки земли между собой родственники Тютчева. В 1810 году помещик Яков Рославец вел тяжбу с Петром Тютчевым из-за полоски земли около Папсуевки. Полковник П.И. Тютчев решил по-военному проводить операции по отвоевыванию спорного участка. А когда прямое нападение не получалось, действовал со своими крестьянами наскоками, стараясь вывести дальнего родственника из равновесия. Местом такого маневра он избрал участок земли возле с. Ишово. Здесь весной тютчевские крестьяне (около 100 человек) самовольно пересеяли ячменем спорный надел с коноплей. 5 августа еще недозрелый ишовский ячмень сжали и увезли в Карповку (нынче Выгоничского района). Дело дошло до вызова на дуэль (которая не состоялась). И только когда генерал-губернатор приказал взыскать расходы за разбор жалобы с виновного, распри прекратились.
— А еще в Ишово, — рассказал Владимир Иванович Коваленко, — существовал особый обряд «очищения» родильниц от «первородного греха». А делалось это так. После крестин ребенка всеми уважаемая, авторитетная женщина в присутствии лиц только женского пола держала миску с водой, в которой лежали веточки хмеля и листья березового веника. Молодая мать три раза подходила и кланялась в ноги этой женщине со словами: «Прости меня, бабочка!». После каждого подхода бабка поднимала роженицу со словами: «Господь с тобою, моя голубка! Известно, так должно быть — все мы в грехе». После третьего раза женщина мыла свои руки, затем этой же водой (из миски) умывала лицо родильницы, приговаривая: «Будь богата — как осень; жёстка — как рыба; космата — как овечка; да люби своего человека!»
Пока автобус с экскурсантами двигался в сторону Воробейни, участники акции узнали также историю возникновения топонимов Казаново и Косачи. Как оказалось, одиозный итальянец Казанова сюда не заезжал, да и тетерева в этих краях не особо водились. Но во времена Владимира Красное Солнышко Казаново стояло на вполне себе полноводной и судоходной речушке, по которой в село, как в большой казан (или чашу), стекалась со всей округи дань великому князю, которая потом через Пёс и Десну отправлялась в Киев.
А деревня Косачи особо славилась казаками. Из этой округи (в том числе н.п. Савлуково, Макарово, Ишово, Воробейни, Казанова и др.) набирались мужчины на пограничную службу в Почепскую сотню самого большого и авторитетного в Малороссии Стародубского казачьего полка.
«ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»
Особой энергетикой обладает Воробейня. Здесь каждая улица, каждый пригорок помнят «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Так, при въезде в село на месте пожарной части раньше располагалась ремонтная мастерская первой в районе машинно-тракторной станции. Появилась МТС в Воробейне в мае 1935 года. В ней насчитывалось 14 комбайнов и 91 трактор, которые обрабатывали колхозные поля района.
На перекрестке главных улиц — памятник расстрелянным фашистами по предательскому доносу советским работникам — председателю колхоза «Путь к социализму» Аврааму Семёновичу Сахарову, членам ВКПБ Александру Владимировичу Сахарову и Пётру Корнеевичу Кудрицкому, которые в годы оккупации вели подпольную деятельность на территории села. Они были расстреляны на окраине д. Бобыничи. Доносчиков нашлось 10 человек — кульневских, воробейнских, будлянских. Немцы щедро наградили их: каждому выделили по 10 га земли.
Мистической загадочностью дышит улица Садовая. Каждый метр земли здесь хранит свои тайны. Расположена она на правом берегу Терёмки (в переводе с древнерусского, «домашней» речки, окруженной теремами), правому притоку реки Пёс. Поднявшиеся теперь до небес вокруг ее русла вместо теремов деревья прибавляют этой улице таинственности.
Не только гостям, но и уроженцам села было интересно увидеть то место, где когда-то стояло одно из старейших образовательных учреждений нашего региона — Воробейнское земское училище. Основано оно было в 1886 году и поначалу относилось к Киевскому учебному округу. Из его стен вышло немало талантливых учеников, добившихся значительных успехов в жизни. В училище была богатейшая библиотека, а рядом рос чудесный яблоневый сад. Пожалуй, в честь него улица и стала Садовой.
«ПРИДОША ПОЛОВЦЫ МНОЗИ И ИДЕ С НИМИ К ВОРОБЕИНЕ»
Проехав всего несколько десятков метров вперед, мы, как по волшебству, из века XIX в мгновение ока перенеслись на семь столетий назад — в век XII. Наш любознательный десант дружно высыпал вслед за краеведом из автобуса на огромную поляну размером примерно 150 на 90 метров. Сейчас на этой возвышающейся над рекой площадке местные жители заготавливают сено, а в эпоху Киевской Руси располагалось древнее селище. Остатки культурного слоя, в том числе обломки лепной и гончарной керамики, стеклянных браслетов, обнаруженные здесь известными советскими археологами академиком Борисом Рыбаковым и Фёдором Заверняевым, помогли доказать, что село Воробейня восходит своими корнями к древнерусскому поселению Воробиинъ, впервые упомянутому в Ипатьевской летописи в 1147 г.
В те времена различные княжеские коалиции вели междоусобные войны. Воробейня, как и Брянск, входила в состав Вщижского княжества. Из летописи нашла отражение история о том, как новгород-северский князь Святослав Ольгович захотел отбить у черниговских князей Владимира и Изяслава Давыдовичей потерянные территории его княжества, но потерпел поражение. «В то же время выбегоша посадники Володимера и Изяслава из Вятич, из Бряньск и из Мченска и из Блеве. И оттуда идее Девягорску, иде заем вси Вятичи и до Брянеск и до Воробиинъ Подесенье«. Святослав Ольгович был вынужден бежать к князю Юрию Долгорукому, который позвал приходившегося ему свояком новгород-северского князя в гости: «Приезжай ко мне в Москов, брат, пиво пить».
— Так благодаря событиям, которые произошли под Брянском, — подчеркнул Владимир Коваленко, — Москва наряду с Воробейней впервые попала в летопись 1147-го года.
В «Летописи временных лет» нашло отражение и продолжение княжеских «батлов»: осенью «1160 года... ко Изяславу… придоша половцы мнози и иде с ними к Воробеине и к Росусе и туде повоевав иде к сыновцу своему ко Вщижу». В тот год претендовавший на киевский престол Изяслав Давидович вместе с половцами пошел на смоленские земли, чтобы их захватить. Они принадлежали великому киевскому князю Ростиславу Мстиславичу. В итоге Смоленщина была разорена. В ответ на это 8 князей осадили Вщиж — вотчину племянника Изяслава Давыдовича — Святослава Владимировича. 5 недель город был в окружении. В этой ситуации князь влиятельный дядя обратился за помощью к владимирскому и ростовскому князю Андрею Боголюбскому, одновременно попросив выдать дочь его Ростиславу замуж за своего племянника.
— Андрей Боголюбский проезжал через Воробейню. Он помог снять осаду вокруг Вщижа и разогнать врагов. И кстати, — уточнил историк, — свадьба Ростиславы и князя вщижского Святослава Владимировича состоялась.
«ЭТО СВЯТЫЕ ДЛЯ НАС МЕСТА»
Остановившись на пересечении улиц Садовой и Заречной, мы убедились, в каком живописном месте раньше стояла Воробейнская церковь, и узнали, почему она носила имя святой Праскевы Пятницы. По народному поверью, эта святая считается покровительницей воды. Ее образ иногда является на реке или в колодце, вследствие чего вода в них приобретает особую силу.
— Церковь в Воробейне стояла на берегу Теремки, — рассказал Владимир Иванович Коваленко, — там, где на воде являлся образ святой великомученицы Прасковьи Пятницы. В народе Воробейнский храм назывался Пятницей.
По преданию, Святая Праскева была «повивальной бабой» и, принимая роды у женщин, тут же надевала на младенцев крестики, тем самым отнимала их у нечистой силы. Бесы стали наговаривать царю-язычнику, чтобы он погубил Праскеву. Царь приказал ей отречься от христианской веры, а когда та отказалась, велел отрубить ей голову. Это случилось в пятницу, поэтому Прасковья и зовется «Пятницей» и «великомученицей». Святая Праскева также считается покровительницей женской зимней работы — прядения пряжи. Со дня ее памяти — 28 октября (10 ноября по новому стилю), повсюду обыкновенно начинали мять лен.
Чтобы увидеть своими глазами еще один памятник древности — Воробейнское городище, участники экскурсии прогулялись по старой бетонке за селом. Именно оттуда отчетливо видна округлая площадка 52 на 62 метра, расположенная на северо-западной окраине Воробейни, возвышающаяся над уровнем реки Теремки на 8 м.
Владимир Иванович пояснил, что в городище проживал род от 60 до 100 человек. Для защиты от набегов жители городища окружили себя валом высотой 1 м, а вокруг выкопали глубокий ров, в который пустили воду из реки. На гребне вала защитой от вражеских стрел и копий служил плетень из кольев и лозы, обмазанный глиной, которую для крепости обжигали на кострах. В городище были найдены остатки жилищ, керамические изделия, в том числе обломок глиняной фигурки животного, бронзовый бубенчик и другие артефакты древней эпохи, предположительно, железного века.
С городищем некоторые исследователи связывают и происхождение названия села Воробейня. По их мнению, это поселение имело защитные функции и было призвано обезопасить Вщижское княжество от набегов половцев. Поэтому в названии соединились и трансформировались в единое целое два слова — «ворога» и «бей».
— Это святые для нас места, — подытожил экскурсию по Воробейне Владимир Иванович Коваленко.
КУЛЬНЕВО-1914 — ЦЕНТР ВСЕОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Много любопытнейших открытий ожидало участников акции в селе Кульнево. Позади остался местный «пригород» — поселок Новосоветский. Перед глазами открылась широкая гладь реки Пёс, в народе именуемая «кульневским озером», на ней смело рассекали волну на своих утлых суденышках неутомимые рыбаки.
Клином сходящиеся при въезде в населенный пункт дороги напоминают скрученный «куль или кулек». Эта ландшафтная особенность, по словам экскурсовода, и послужила основой для названия села. Предположения о том, что Кульнево связано с именем героя Великой Отечественной войны 1812 года Якова Петровича Кульнева, увы, не нашло документального подтверждения. Но все же с большим воодушевлением и восхищением Владимир Иванович рассказал участникам экскурсии о судьбе этого легендарного генерала, которому поэт Василий Жуковский посвятил свое знаменитое стихотворение «Во стане русских воинов».
Высадились мы недалеко от «куркулёвки» — кульневской улицы, на которой проживали выходцы из почепской округи и, как нам уже было доложено, знатные «куркули»!
Кульнево — бывшее гетманское владение, с 1761 г. деревня графов Разумовских, долгое время являлась административным центром Кульневской волости. В 1841 году стала селом — здесь возвели каменную Сергиевскую церковь. Старинный фундамент до сих пор виднеется из-под земли на самом высоком и красивом месте Кульнева. В середине XIX века в селе действовали винокуренный и сахарный заводы, а с конца XIX века работала земская школа. В то время здесь насчитывался 471 двор, в каждом из которых проживало по 10-15 человек.
В ходе экскурсии интересно было узнать, как в дореволюционной России реализовывалась идея всеобщего образования и как Кульнево стало одной из таких образовательных площадок. В январе-феврале 1914 года в селе были проведены курсы по сельскому хозяйству для взрослого населения уезда.
Слушателями зарегистрировались 248 крестьян из Кульневской, Воробейнской, Алексеевской, Краснослободской волостей, прошли обучение полностью 59 человек (хотя планировалось только 40). Программа состояла из теоретической (проходила в школе) и практической частей. Лекции читались по таким темам: «О жизни растений», «Пчеловодство», «Почвознание», «Удобрение почв», «Возделывание хлебных и кормовых растений», «Обработка почвы», «Машины и орудия», «Анатомия и физиология животных» и др. Для практики в Кульневе заранее арендовали конюшню, в стене которой прорубили окно. У учителя и крестьян были взяты три коровы. Здесь практиканты наблюдали весь цикл ухода за скотом. В школе установили маслодельню, в которой знакомили с сепаратором и другими приборами по молочному хозяйству, показали методику исследования жирности молока. Практические занятия по сборке и разборке сельскохозяйственных машин и орудий, по применению их в работе проводились на Бобыничском прокатном пункте (был и такой).
По возрасту большинство слушателей составляла молодежь от 16 до 20 лет; женщин насчитывалось 78, а мужчин — 229; грамотных среди мужского пола — 78%, женского — всего 32. Сдавать экзамены изъявили желание 16 человек, из них 15 человек получили свидетельства и награду — книги по сельскому хозяйству.
Сейчас недалеко от того места, где стояла кульневская церковь, воздвигнут памятник в честь воинов Великой Отечественной войны. Участники экскурсии почтили их память минутой молчания.
Владимир Иванович Коваленко рассказал, что освобождала Кульнево от фашистской оккупации 3-я армия во главе с одним из лучших военачальников своего времени — Александром Васильевичем Горбатовым. Его можно считать образцом генерала. Прямой и смелый, решительный, но при этом стремившийся беречь людей. Штаб армии дислоцировался в Сокольей Слободе. Местные жители вспоминали, как Александр Васильевич, прихрамывая и опираясь на палочку, сам осматривал позиции наступления и однажды так чуть не погиб.
Рядом с монументом защитникам Отечества расположен еще один памятник. Легенда гласит, что установлен он был аж в 1861 году (!) в честь освобождения от крепостной зависимости на деньги кульневцев. Письменных свидетельств тому не сохранилось. В советские годы его пытались снести, но не смогли.
ЧТОБЫ ОЧИСТИТЬСЯ ОТ СКВЕРНЫ И ПОШЛОСТИ
Конечной точкой нашего экскурсионного тура стало село Норино. Но по пути участники акции услышали от нашего гида немало любопытных фактов о близлежащих населенных пунктах. Заставила всех ужаснуться судьба последнего владельца поселка Муравьи — графа Николая Михайловича Буда-Жемчужникова — двоюродного брата Алексея Константиновича Толстого. В дореволюционное время он являлся самым крупным лесовладельцем на территории Мглинского уезда. Граф был блестяще образован, знал европейские и восточные языки и очень эффективно и рачительно управлял своим лесным хозяйством, площадь которого превышала 13 тыс. десятин (га). Родовое имение Николая Михайловича располагалось в Муравьях. В молодости он перенес предательство — из-под венца сбежала невеста. Граф замкнулся в себе, стал нелюдимым и до своей смерти так и остался одиноким. Жил почти безвыездно в Муравьях. Там же и похоронен в 1909 г.
В 30-е годы нашлись «смельчаки», решившие разграбить графскую могилу. Нашли кортик, золотые пуговицы от мундира. Кости раскидали рядом. Позже, при строительстве дороги на Норино, их случайно растянули бульдозером по проезжей части и… заасфальтировали.
Оставило свой след в истории и соседнее село Клинок. Согласно преданию, в XVII веке здесь существовал монашеский скит, вблизи которого образовалось поселение. В нем были часовня и храм Иоанна Богослова, по которому село получило название «Богословка». В разные годы населенным пунктом владели Савва Щерба, князь Меншиков, Разумовские.
У жителей села были особые благочестивые обычаи. Один из них — в Светлую седмицу Пасхи обходить со святыми иконами избы. Хозяева встречали богоносцев с хлебом и солью в руках, с усердием молились, а батюшка в это время мог сказать увещание или утешение хозяину на пользу души его. А в день иконы Казанской Богоматери священник по просьбе селян совершал крестный ход вокруг огородов. Своеобразный обычай был и с «Никольской свечей». На свечу Святителю сбрасывались все жители села — сначала зерном, которое продавали и потом покупали воск. Иногда такая свеча достигала пуда (более 16 кг) и более! С ней обходили все дома.
— Обычаи, совершаемые в те времена в клинокском приходе, — заметил Владимир Иванович Коваленко, — говорят о том, что прихожане заботились о чистоте своей души, помыслов, чувств, очищали свои дома и сердца от скверны, пошлости. Стремились сохранить высокую духовность и нравственность русского человека, чем он всегда славился, что давало силу российскому обществу, государству, и чего очень не хватает нам сегодня…
После 1917 года церковь была закрыта. Здание храма простояло до конца 50-х-начала 60-х годов. Потом его разобрали, крест с купола увезли куда-то на переплавку.
«ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНИЕ, ТЫ ПРЕКРАСНО!»
Норинские улочки, убегающие сверху вниз, будто в углубление, подтверждают предположение краеведов о происхождении названия населенного пункта от слова «нора».
Упоминается село с 1652 года как местечко с Троицкой церковью. Долгое время входило в Почепскую сотню Стародубского полка. В годы войны в этой округе для прикрытия Брянска была сосредоточена крупная группировка войск Брянского фронта (около 630 тыс. человек), а также находился большой склад боеприпасов.
Как и в любом нашем селе, в Норине чтут память погибших в годы Великой Отечественной войны. Имеется большой мемориал, посвященный защитникам Отечества. Четыре года назад поисковики восстановили имена двух военных лётчиков, перезахороненных в этой братской могиле. Бойцы Красной армии, уроженец белорусской Витебской области, младший сержант, воздушный стрелок-радист Алексей Иванович Старовойтов и уроженец Тамбовской области, сержант, воздушный стрелок Алексей Иванович Стегачев увели свой сбитый самолёт от деревни Клинок в августе 1941 года и тем спасли мирных жителей.
Попало Норино и в криминальную хронику. После войны здесь орудовала банда, грабившая и убивавшая людей. Причем наводчицей и любовницей главаря была местная учительница.
Но, пожалуй, самую большую известность норинцам принесли древние курганы. Исследователи относят их к эпохе каменного века — V-VI вв. до нашей эры. Три из них имеют диаметр от 10 до 12,5 метров и высоту до 1,6 метра, еще три — размером поменьше. Владимир Иванович Коваленко рассказал о том, как создавались курганные захоронения, для чего рядом с усопшими клали различные вещи.
Набравшись незабываемых эмоций, участники экскурсии решили еще раз запечатлеться на память вместе. Возле древнего кургана, под раненной молнией березой, возникло ощущение, что время меж нами будто остановилось. Наши души трепетали, как березовые листочки на ветру, радуясь счастью бытия и повинуясь всепобеждающей силе Жизни.
Елена ШЛЁМИНА