Ольга Коренева: «Филологи — хранители чистоты и правильности языка»

25 мая 2020

25 мая свой профессиональный праздник отмечают все, кто посвятил свою жизнь филологии. Это праздник лингвистов, литературоведов, учителей и преподавателей в области языка и литературы, библиотекарей, переводчиков-филологов и всех, кто имеет филологическое образование.

В  День филолога в нашей традиционной рубрике «Беседка «ЖК» о своей профессии, сложностях при овладении родным языком, роли литературы в становлении личности ребенка мы беседуем с учителем русского языка и литературы Будлянского филиала Воробейнской школы Ольгой Кореневой.
— Ольга Афанасьевна, расскажите, пожалуйста, о себе. Сколько лет Вы преподаете русский язык и литературу? Что повлияло на выбор такой трудной и интересной профессии?
— Родилась я в прекрасном уголке Брянской области, в самой обычной сельской семье. В одном из стихотворений Александра Коренева есть такие строки:
… А когда мне было мало лет,
Говорил мне старый-старый дед:
«Родину, малыш,
не выбирают:
Где родился —
там и помирают!»
Эти слова подтверждаются народной мудростью — «Где родился, там и пригодился». Поэтому я не искала счастья в чужедальних краях, не ловила журавля в небе, а постаралась удержать в руках свою синичку. Надеюсь, мне это удалось.
Мечтала ли я в детстве быть учителем? Скорее всего, нет. Но всегда хотела быть воспитателем в детском саду и шла к своей цели. Но в мои планы вмешался Его Величество Случай, и первый робкий шаг в профессию был сделан. Понравилось. Увлеклась. Закончила БГУ. И уже более 30 лет предана этой профессии.
— Что значит для Вас быть учителем? Был ли в Вашей жизни человек, которого Вы считаете своим главным учителем?
— Прежде всего учитель — творец, который своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребёнка и, в конечном итоге, будущее своего ученика.
Профессия учителя считается вечной, ибо он выполняет важнейшую миссию передачи основных знаний и опыта растущему человеку. Роберт Рождественский писал об учителе так:
В нём будет мудрость
талантливо-дерзкая.
Он будет солнце нести
на крыле…
Учитель — профессия
дальнего действия,
Главная на Земле…
В моей жизни главным учителем был мой первый учитель Александр Иванович Клименко. Он очень любил детей, заботился о каждом из нас. Доступно и очень интересно проводил уроки. Сколько бы ни прошло времени, я всё равно буду вспоминать своего первого учителя с теплотой и благодарностью. Светлая память Вам, Александр Иванович!
— Что является самым сложным в Вашей работе?
— В педагогической практике распространяется много передовых идей, технологий. Хочется всё испытать, всё попробовать, чтобы зажечь в своих учениках жажду познания, мотивировать их для дальнейшего развития. Но педагогу при таком множестве технологий приходится, словно через сито, просеивать новинки, предлагаемые коллегами-учителями. На поверхности остаются только те, которые действительно эффективны в работе с детьми. Год за годом по крупицам собираю то важное, необходимое, без чего невозможно стать истинным и современным учителем. Да и к тому же изменения, которые происходят в нашей жизни, перешли на другой скоростной режим.
— Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?
— Неважно, какой предмет ведёт учитель и сколькими годами исчисляется его педагогический стаж; главное, чтобы рядом с ребёнком был умный, знающий и любящий человек.
Педагоги-филологи, конечно, особые люди, потому что отвечают за умение своих учеников свободно мыслить и убедительно излагать свою мысль, помогают учащимся овладеть главным оружием современного образованного человека — культурой речи и в будущем достичь профессиональных высот в разных сферах деятельности.
— Насколько важно Вам, чтобы у Вашего собеседника была правильная русская речь?
— В любой беседе безграмотность и косноязычие не только раздражают собеседников, но мешают понять суть задачи. Многие люди в жизни сталкиваются с проблемами изложения своих мыслей, не в состоянии сразу подобрать нужные слова, поставить их в правильной грамматической форме. Человек с такой речью вряд ли произведёт благоприятное впечатление на собеседника.
— Распространено мнение, что в современных школах русский язык преподается не слишком эффективно. Много лишнего, второстепенного, в то же время действительно важные аспекты затрагиваются бегло, как бы вскользь. Вы с этим согласны? Влияет ли система преподавания родного языка на формирование ребенка как личности?
— Да, я согласна. С точки зрения психологии, овладение языком — это одна из граней формирования личности. Она изучает процессы общения между людьми, закономерности овладения речью в детском возрасте, механизмы речи (говорения, т.е. выражения мысли, и аудирования, т.е. восприятия чужой мысли). Таким образом, преподавание родного языка влияет на формирование ребёнка как личности. Учителю необходимо работать в системе, чтобы добиться желаемых результатов.
— Каков облик современного ученика в Вашем представлении?
— Вопрос о современном ученике — ученике XXI века — сложен и интересен. Дети… они настолько разные, что невозможно сказать, какие они. Одни чересчур информированные — живут только своими заботами, любовью и …с наушниками, другие уже в раннем детстве знают, что такое зарабатывать на хлеб. Третьи — «чья хата с краю». Есть и те, кто познал столько горя, что и взрослому за жизнь не познать… Время идёт, приходят новые и новые ученики, с новыми интересами, разные по уровню мышления. Разные они…, и ко всем МЫ должны найти подход.
— Ученые заявляют, что уровень и качество современного русского языка катастрофически снижаются. Как Вы считаете, почему это происходит? От нелюбви к книгам, неуважения к слову в семье?
— Снижение уровня грамотности населения происходит потому, что читается критически мало книг. Грамотность приобретается благодаря чтению: мы видим графические символы, запоминаем их начертание, а потом воспроизводим внешний облик слов. Но сейчас мы читаем, во-первых, мало, а во-вторых, читаем неграмотные тексты. Преимущественно это блоги, социальные сети — ресурсы, в которых всегда много ошибок. В итоге глаз привыкает к неправильному написанию. Чтение вырабатывает своего рода «автоматизм» написания слов.
Сейчас многие книги выпускаются, не пройдя корректорскую правку, и поэтому там тоже встречаются ошибки. Ещё один источник ошибок, который мы видим и слышим, к сожалению, СМИ. Употребление грамотного русского языка перестаёт быть профессиональной нормой даже здесь. В семье стало значительно меньше живого общения между поколениями… Так откуда же взяться грамотности?
Солидарна с Ларисой Львовой, которая считает, что “не стоит винить школу, которая по сути в одиночестве работает в этом направлении. Вопрос образованности поколения — это государственный вопрос «безопасности национального генофонда».
— Есть ли какие-то языковые тенденции, которые вызывают у Вас огорчение? Например, в письменной речи, особенно неформальной, прочное место заняли смайлики, стикеры, мемы. Справедливо ли считать, что они обедняют речь, или, напротив, расширяют возможности передачи информации? Свидетельствует ли это о деградации языка?
— Конечно, есть такие тенденции, которые вызывают моё огорчение. Смайлики, стикеры, мемы популярны сегодня, но это слишком сложное явление, чтобы отделаться коротким ответом. Одно хочу сказать, что современные эмодзи расширили функции первоначальных смайликов, и, действительно, в интернете встречаются образцы реплик, напоминающих древнюю пиктографию. Я думаю, что надо посмотреть на развитие этих тенденций и не торопиться с ответом.
Многое из того, что нас беспокоит — все эти «дОговоры» и «договОры» — это мелкие, ничтожные частности на долгом историческом пути. Поэтому не надо говорить, что язык деградирует из-за того, что в каком-то слове ударение переходит с одного слога на другой и т.д. Всё это крохотные звенья огромного пути русского языка, в котором мы застали лишь краткий миг. Если мы это понимаем, то можем по-настоящему ощутить мощь и величие русского языка. А его лучшие качества — в способности меняться и жить, оставаясь самим собой.
— А как относитесь к орфографическим ошибкам в прессе? Они вас смешат, веселят или, быть может, злят?
— Двоякое чувство. От души хочется пожелать прессе избегать этого, бороться за чистоту русского языка! Если не они, то кто же?
— Сейчас книга перестала иметь такое значение, как раньше. Часто можно услышать мнение о том, что полезны книги, написанные в жанре «нон-фикшн», то есть литература, основанная на реальных событиях и фактах, а художественные книги — вымысел, на который не стоит тратить время. Вы с этим согласны, и в чем, по-вашему, главная польза чтения именно художественной литературы?
— Нет, я с этим не согласна. Главное достижение нон-фикшн — помочь понять себя. Такие книги всегда объясняют, почему люди поступают так, как поступают. Жизни тоже нужно учиться, и делать это постоянно! Учиться у лучших и сократить путь к результату до минимума. А популярны они потому, что предостерегают от самых болезненных ошибок.
Но может ли художественная литература сделать нас лучше? Влиянию художественной литературы приписывают многие чудесные вещи: от желания участвовать в благотворительности, гражданской активности до постепенного снижения уровня насилия во всём мире с течением веков.
Мастерски выписанные персонажи заставляют нас погружаться в рассказываемую историю. Как говорил Аристотель, когда мы смотрим трагедию, в нас преобладают две эмоции — жалость (к главному герою) и страх (за себя). Мы представляем себе, каково это — быть таким человеком, о котором читаем, и сравниваем реакцию персонажа книги в той или иной ситуации с тем, как на его месте действовали бы мы. Или воображаем, как поведём себя, если попадём в такую ситуацию в будущем.
Это упражнение похоже на тренировку в понимании других людей. Поэтому канадский психолог Кит Оутли называет художественную литературу «пилотажным тренажёром нашего сознания». Точно так же, как лётчики учатся пилотировать авиалайнер, не отрываясь от земли, так и люди, регулярно читающие художественную литературу, могут улучшать свои социальные навыки, открывая роман.
— Какие книги изменили лично вашу жизнь?
— Таких книг достаточно много. И в совокупности каждая оставила свой неизгладимый след в моём сознании. Но я хочу выделить одну книгу, повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» Сюжет, по словам писателя, основан на реальных событиях. В нем пятеро совсем ещё молодых девушек-зенитчиц под руководством старшины Васкова — по их меркам, тридцатидвухлетнего старика, — вступили в неравный бой с отрядом хорошо подготовленных немецких диверсантов… И победили.
— Какие из Ваших профессиональных достижений Вы считаете самыми значимыми?
— Смотря что считать профессиональными достижениями. С одной стороны, главным результатом работы по формированию образовательных компетенций обучающихся считаю положительные результаты итоговой аттестации, которые показывают хороший уровень сформированности у выпускников коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования. С другой стороны, победы в профессиональных конкурсах. Также немаловажны достижения на уровне каждого дня, когда добиваешься прогресса у своих учеников. Поверьте, это очень нелёгкий и кропотливый труд.
— Поддерживаете ли Вы отношения со своими бывшими учениками?
— Бывших учеников у меня нет. Всех своих воспитанников я помню, чту, стараюсь следить за их судьбой.
— Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам?
— В День филолога хочу пожелать учителям-коллегам нашего района бесконечного энтузиазма в познании истории и культуры языка, неутомимых сил и гениальных идей в поиске интересных фактов.
Ваш труд порой недооценен по достоинству, а ведь в ваших руках культура речи и письма всего населения! Вы — хранители чистоты и правильности нашего языка. Пусть жизнь преподносит вам много приятных сюрпризов, а ученики спустя годы спешат навестить своих учителей с цветами в руках и благодарностью в сердце!

Еще по теме:

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Картина дня
5 мая 2024, 14:14

В Комаричском районе благоустраивают дворовые территории

В текущем году в Комаричском районе запланирован ремонт двух дворовых территорий в рамках реализации государственной программы «Формирование современной городской среды Брянской области» нацпроекта "Жильё и городская среда". (далее…)

5 мая 2024, 12:20

В Брянской области появятся «быстрые» зарядные станции для электромобилей

В текущем году в Брянской области на развитие инфраструктуры для электромобилей предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 110,4 млн. рублей, из которых большая часть - средства федерального бюджета 103,8 млн. рублей. (далее…)

5 мая 2024, 11:59

В брянской Жуковке заработал обновлённый фонтан с подстветкой

На центральной пешеходной улице Жуковки Брянской области начал работать фонтан с цветной подсветкой, который реконструировали в ходе недавнего благоустройства части улицы Почтовой. (далее…)

5 мая 2024, 09:36

Благодатный огонь будет доставлен в Брянск 5 мая

В храме Гроба Господня в Иерусалиме произошло схождение Благодатного огня, о котором молились Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Феофил III и тысячи собравшихся христиан. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in