Учитель Жирятинской школы им. А.Ф. Возликова Валентина Кузина работает по профессии 36 лет
Нелегкое дело — учить детей. И огромная ответственность лежит, прежде всего, на плечах первого учителя, человека, оставляющего самый глубокий след в душах и судьбах своих учеников.
С ним дети отважно открывают дорогу в мир знаний, который начинается с азбуки и счетов.
Валентина Кузина, педагог Жирятинской школы им. А.Ф. Возликова, работает учителем начальных классов 36 лет. За эти годы моя собеседница ни разу не усомнилась в выборе профессии. Валентина Ильинична — обладательница многих наград, среди которых нагрудный знак «Почетный работник воспитания и просвещения РФ», грамота департамента образования Брянской области.
— Валентина Ильинична, расскажите, пожалуйста, откуда Вы родом?
— Я родилась в д. Павловичи, но детство и юность прошли в д. Литовники.
В населенном пункте, где мы проживали, не было образовательного учреждения, поэтому за знаниями ходили в Павловичи. Там находилась малокомплектная школа. Моей первой учительницей стала Анастасия Фёдоровна Горбачёва. Она была рассудительная, спокойная, никогда не повышала голос на своих учеников. Русский язык и литературу у нас преподавала Галина Николаевна Одиноченкова. Это Учитель с большой буквы. Она всегда доступно объясняла даже самый сложный материал, ничего не пропускала, обращала внимание на грамотность и правильную разговорную речь.
В 9-й класс я пошла в Жирятинскую школу. Мне нравились уроки математики, которые нам преподавала Лидия Николаевна Гончарова, химии с Анастасией Григорьевной Филимоновой. Могу с уверенностью сказать, что с учителями мне очень повезло.
— Поэтому Вы решили посвятить свою жизнь профессии учителя?
— На мой выбор в большей степени повлияла двоюродная сестра Людмила. Она к тому времени уже окончила факультет начальных классов Брянского государственного педагогического института (ныне БГУ им. И.Г. Петровского) и посоветовала мне тоже пойти туда учиться. Люда сказала, что с меня получится неплохой педагог. И я рискнула.
Тогда не было ОГЭ и ЕГЭ, которые сейчас сдают дети. Все экзамены проходили в вузе. Нужно было отвечать перед преподавателями — кандидатами наук, доцентами, профессорами. Конкурс был большой, поэтому я очень обрадовалась, когда стала студенткой педагогического института.
— Какими были Ваши первые шаги в профессию?
— После окончания вуза я вернулась на свою малую родину. Вначале трудоустроилась в Страшевичскую школу. Это был 1987 год. Образовательные учреждения переходили на новую программу. В первый класс стали брать детей 6-ти лет.
Мне во всем помогал мой куратор, начальник отдела образования администрации района Алексей Тихонович Цуканов. Кстати, он был моим классным руководителем в школе. Алексей Тихонович давал дельные советы, которые мне очень пригодились в работе, поучал.
Спустя время в Жирятинской школе появилась вакансия учителя начальных классов. Я перешла сюда.
— Волнительно ли было впервые вести урок?
— Еще бы! Меня не покидала мысль — а справлюсь ли я со своими учениками, смогу ли их чему-нибудь научить, как сложатся отношения с родителями, будут ли они идти за единство со мной.
— На каких принципах строится Ваш урок?
— Я считаю, что нужно заинтересовать детей в изучении предметов. Если завлечь их, то и урок будет проходить на одном дыхании. Важно чередовать задания старой темы и новой. Пройденный материал обязательно нужно закреплять. Если я замечаю, что ученик отстает в какой-то теме, оставляю его после уроков и стараюсь еще раз объяснить. Урок длится 45 минут, если разделить на количество обучающихся, то выходит по 3 минуты на каждого. Согласитесь, этого мало.
Учителю нужно привить интерес детей к чтению. Сейчас мало кто любит читать. Стараюсь приносить из дома и школьной библиотеки интересные книги. Недавно в нашем классе появился сборник «Пословицы русского народа» В.И. Даля. Эта книга интересна не только содержанием. В ней размещено множество репродукций картин известных художников. Еще текст напечатан на разноцветной блестящей бумаге, которая привлекает внимание ребят.
Важна и внеурочная деятельность. В прошлом году мы из желудя выращивали дуб. Посадили плод в горшок. Спустя время появился росток. Ребята очень обрадовались. Они ухаживали за будущим древом, поливали его. А однажды у нас в классе появился настоящий весенний огород. Дети приносили по одному стаканчику с рассадой: огурцы, горох, помидоры, а некоторые даже бархатцы. Девчонки и мальчишки каждое утро подходили к подоконнику и наблюдали, как вытянулись их ростки. Таким образом, у ребят появился стимул и настроение ходить в школу.
Для детей важно, чтобы взрослые держали слово. Если ты что-то пообещал ребенку, должен обязательно это сделать. Ребят я тоже учу этому правилу, чтобы они держали слово, были честными.
— Сколько учеников в Вашем классе и как Вы находите к каждому подход?
— В настоящее время в моем 2 «А» классе 15 учеников. Все они разные. С кем-то нужно быть всегда на чеку, а на некоторых не следует сильно повышать голос. Приходится быть строгой, но в то же время и понимающей.
— На что в первую очередь нужно обратить внимание родителям при подготовке ребенка к школе? Какой важный совет Вы можете им дать?
— Родителям важно привить ребенку усидчивость, а также умение слушать и слышать учителя. Пусть ученик не будет уметь читать и писать, но если он будет старательным, делать то, что говорит ему педагог, все обязательно получится. Важно, чтобы дети понимали субординацию, уважали учителя.
Нужно уделять большое внимание речи. Родителям надо разговаривать с детьми, учить их правильно формулировать мысли, выражать их не одним словом, а целыми предложениями. В этом помогут книги. Ребенку следует привить любовь к чтению.
— Как строится день учителя? Много ли свободного времени или это работа 24/7?
— Свободного времени не так уж и много. Рабочий день очень насыщенный. Утром прихожу в класс, провожу уроки — их у нас по 4-5, потом занимаюсь с ребятами дополнительно, готовимся к мероприятиям. Иду домой, небольшая передышка и сажусь вновь за работу — готовлюсь к предстоящим урокам, «Разговорам о важном», проверяю тетради… И так до половины двенадцатого.
Подробнее материал читайте в газете «Жирятинский край»