В Будлянской школе прошел семинар-практикум учителей математики, информатики и физики
В Будлянском филиале Воробейнской школы прошел семинар-практикум учителей математики, информатики и физики по теме: «Практико-ориентированные задачи на уроках математики, как средство формирования функциональной грамотности».
Его организаторами выступили руководитель районного МО «МИФ» Татьяна Самолысова и учитель математики и физики Будлянской школы Алла Думикян.
В семинаре приняли активное участие все школы района, кроме Жирятинской.
На первом мероприятии семинара «Обмен опытом работы» учителя представили систему работы и методические рекомендации по развитию функциональной грамотности посредством решения практико-ориентированных задач на уроках математики.
Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества — на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.
В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь».
Функциональная математическая грамотность означает способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
Целью работы учителя математики является создание образовательной модели по развитию математической грамотно-сти у обучающихся на уроках математики с помощью решения практико-ориентированных задач.
Основные задачи учителя:
- Выявить тенденции развития функциональной грамотности обучающихся.
- Раскрыть сущность понятия «математическая грамотность».
- Рассмотреть типологию задач.
- Выявить и обосновать организационно-педагогические условия успешной реализации содержания и методов обучающихся по развитию функциональной грамотности.
- Использовать продуктивные методы обучения, направленные на развитие критического мышления обучающихся.
- Методически грамотно использовать различные приемы и технологии в своей работе.
- Распространять информацию о накопленном педагогическом опыте.
При отборе заданий для формирования математической грамотности учитель должен учитывать каждую основную тему традиционного школьного курса математики (числа, измерения, проценты, формулы), алгебры (функции, уравнения, системы), геометрии, вероятности и статистики. Но в рамках этих тем значительное внимание нужно уделять ряду вопросов, имеющих высокую практическую значимость (измерение геометрических величин, оценка, проценты, масштаб, интерпретация диаграмм и графиков реальных зависимостей, вероятность, статистические показатели и др.).
Для достижения поставленных целей учитель в своей работе использует разные методы и приемы. Одним из эффективных и воспринимаемых методов считается метод ассоциаций.
Ассоциации непроизвольно запоминаются учениками и облегчают запоминание материала. Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что ребенок привязывает новые знания к уже известной ему информации. Ассоциативное мышление — это мышление, основанное на ассоциациях. Такое мышление делает возможным обобщение, воспроизведение информации без какого-либо логического анализа. Главная цель — это помощь обучающимся при запоминании «сухих» математических фактов, для прочного усвоения и сохранения знаний, для создания каждому ребёнку комфортной атмосферы на уроке. Работа по установлению ассоциаций способствует развитию образной памяти, мышления, воображения. Упражнения по нахождению одинаковых понятий в различных науках помогают найти их объединяющий стержень, приблизить математику к условиям реальной жизни и возникающих в ней задач.
Ожидаемые результаты формирования функциональной грамотности:
— подготовить к успешной сдаче ВПР, ОГЭ, ЕГЭ;
— приобретение ценных навыков по применению математических знаний в реальной жизни.
В процессе формирования функциональной грамотности учитель должен учесть индивидуальные особенности каждого ученика, его задатки и способности, тщательно запланировать работу с одаренными детьми. Какие методы и подходы нужно применять, чтобы не упустить возможность роста и развития таких детей, не проглядеть талант или гениальность?
Метод проектов считается одним из эффективных форм работы с любознательными и способными учениками. Ученица 9-го класса Полина Стройло и ученик 8-го класса Сергей Соваренко представили свою научно-исследовательскую работу «Сингулярность как явление на перекрестке наук». Тема достаточно сложная и малоизученная, это та область знаний и явлений, где законы физики не работают, а другие науки дают сложные определения понятия «сингулярность». Ученики провели большую работу по анализу научной литературы и выдвинули свою гипотезу — «Почти все процессы в жизни человечества предполагают в своем развитии точку сингулярности», и нашли ее подтверждение в примерах и явлениях окружающего мира.
Для формирования функциональной грамотности учитель также должен учесть все факторы, влияющие на этот процесс. Круглый стол «Факторы, влияющие на формирование функциональной грамотности учащихся» — следующий этап работы семинара. Одним из важнейших факторов в работе с детьми является личность учителя, его качества, характер, темперамент, возраст, семья, проблемы и многое другое. Пожалуй, это тема отдельного семинара, ведь вопросов очень много и решений тоже.
Завершение семинара — практико-ориентированные задачи во внеурочной деятельности — интеллектуальная игра КВН «С математикой по жизни». Участники игры — все ученики школы с 1-го по 9-й класс, две команды «Треугольник» и «Квадрат». Решение задач из реальной жизни, поход в историю математики, быстрые ответы на вопросы из разных предметных областей, устный счет за минутку, построение фигуры, загадки — все это настоящее путешествие в увлекательный мир реальной жизни.
Вот и семинар подошел к концу, осталось подвести итоги и сделать выводы. А лучше всего сделать выводы великими словами великих людей, например, Протагора: «Нет ни искусства без упражнений, ни упражнения без искусства» и Андрея Конфоровича: «Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым».