Учителя Жирятинской школы им. А.Ф. Возликова Галина и Александр Козловы: «Лучше математики и физики предметов нет!»

Школа — это не просто учебное заведение, это второй дом для многих поколений учеников
Здесь мы проводим значительную часть своего времени, заводим друзей, получаем знания и, конечно же, встречаем замечательных людей — наших учителей.
Супруги Александр Михайлович и Галина Петровна Козловы — учителя Жирятинской школы им. А.Ф. Возликова, которые оставили неизгладимый след в сердцах своих учеников. Благородной профессии педагога каждый из них посвятил 40 лет своей жизни и за это время помогли не одному поколению жирятинцев понять законы природы и логику чисел. Их уроки — это не просто передача информации, а настоящее путешествие в мир науки, где каждый ученик может найти что-то интересное для себя.
Александр Михайлович — учитель физики и информатики, воплощает в себе строгость и порядок. Его уроки проходят в атмосфере дисциплины и внимания. Он не только объясняет законы природы, но и показывает, как они работают в повседневной жизни.
Галина Петровна — не менее талантливый педагог. Она преподает математику, которая, как известно, многим кажется сложной и непонятной. Но только не на уроках Галины Петровны! Она умеет объяснить самые сложные темы так, что они становятся понятными каждому, всегда готова помочь ученикам, которые испытывают трудности.
Александр Михайлович и Галина Петровна Козловы — не только отличные педагоги, но и прекрасная команда. Они всегда поддерживают друг друга, помогают в сложных ситуациях и вместе радуются успехам своих учеников.
Путь к педагогике
Галина Петровна — местная. Она родилась и выросла в живописной деревне Садовичи в трудовой семье. Мать Нина Фёдоровна работала учетчицей в местном совхозе, а отец Пётр Егорович — слесарем. Отзывчивость к людям, желание помогать и добиваться результатов — все это Галина усвоила с детства.
— Наверное, на выбор моей профессии очень сильно повлияла родная тетя, сестра моей мамы, Антонина Фёдоровна Прозорова, — рассказывает моя собеседница. — Она работала в поселке Озарённый Почепского района в Краснорогской школе и преподавала математику. Именно сюда я пошла в первый класс, и с тех пор математика стала не просто предметом, а настоящим увлечением.
Наша героиня окончила Воробейнскую школу. В сердце будущей учительницы уже давно зрела мечта о педагогической деятельности — очень хотелось, как и тетя, стать учителем математики. Со всей серьезностью девушка подошла к поступлению в Брянский государственный педагогический институт им. И.Г. Петровского на специальность «Математика и физика». Посещала подготовительные курсы, внимательно слушая преподавателей, целеустремленно двигалась к своей цели.
Жизненный путь Александра Козлова начинается в уникальных обстоятельствах. Родившись на целине, он стал символом бесконечного трудолюбия и стремления к знаниям. Александр Михайлович появился на свет благодаря судьбоносной встрече своих родителей. Его отец Михаил Васильевич проходил срочную службу в Тирасполе. Потом часть отправили на целину, где проходила масштабная программа по освоению новых земель. Мать Александра Галина Ивановна приехала навестить сестру, которая тоже участвовала в этом историческом процессе. Там и произошло знакомство будущих родителей моего собеседника.
Спустя некоторое время семья Козловых переехала на Брянщину в поселок Глинищево. Галина Ивановна устроилась на работу воспитателем, а Михаил Васильевич инженером-электриком. Здесь Александр окончил школу, где его любознательность и интерес к естественным наукам стали заметны. Он всегда стремился понять физические явления, интересовала электроника, механика.
Встречай нас, пединститут!
На дворе 1979 год. В городе, где время словно остановилось, царила атмосфера волнения и ожидания. Наступал решающий момент в жизни молодых людей — экзамены в вуз. Аудитории наполнились студентами, которые с напряжением готовились к этому испытанию. В числе абитуриентов БГПИ им. И.Г. Петровского — Галина и Александр. Молодые люди еще не знали, что будут учиться в одной группе. Каждый думал о поступлении. А желающих стать студентами физико-математического факультета было немало!
И вот вывесили списки. Молодежь внимательно читала фамилию за фамилией, все искали свою. Александр и Галина тоже нашли себя. Каждого переполняла радость.
Пять лет пролетели незаметно. Еще бы! Ведь жизнь советских студентов была очень насыщена: и выезды на картошки, и встречи с друзьями. Запомнились и преподаватели.
— У нас была хорошая подготовка, — отмечает Галина Петровна. — На лекциях и семинарах мудрых доцентов и профессоров всегда было интересно. Мы с радостью посещали пары Анатолия Григорьевича Анищенко, Валентина Андреевича Скоробогатого, Владимира Викторовича Городецкого.
Любовь к физике и математике росла с каждым днем, как и симпатия друг к другу. И вот свадьба пятикурсников Галины и Александра не за горами — 3-го сентября 1983 года!
Я календарь переверну — и снова третье сентября…
Солнце весело светило, согревая город Брянск в самый разгар ранней осени. Возле ЗАГСа Советского района собралось немало людей. Все они пришли на торжество Галины и Александра.
В этот знаменательный момент Александр был в элегантном костюме, который подчеркивал его мужественность и уверенность. Галина же светилась в своем потрясающем платье, которое струилось, словно вода, каждый раз, когда она делала шаги. Они шли вместе к ЗАГСу. Казалось, весь город прямо сейчас радовался их счастью.
На свадьбе собралось множество людей, включая одногруппников, которые пришли поддержать молодоженов.
Несмотря на радость и волнения, Галина и Александр прекрасно понимали, что университетская жизнь еще не закончилась. Успехи в учебе, диплом, новые горизонты — все это их ждало впереди.
Они обнялись под осенним солнцем, давая себе обещание, что, как бы ни складывались обстоятельства, они всегда будут поддерживать друг друга. Совместные мечты, семейное счастье и возможность радоваться каждому дню — вот что было поистине важно для них.
Первая работа
Дипломы специалистов на руках, теперь за работу.
— Так как мы уже были женаты, университету нужно было искать два направления хотя бы в одном районе, — говорит Александр Козлов. — Нас распределили в Стародубский. Так получилось, что в школе с. Картушин освободилось две вакансии учителей, и нас приняли.
Молодой семье выделили дом. И стали они обживаться. Супруги радовались каждому новому дню, проведенному вместе, и мечтали о том, как их жизнь будет становиться еще лучше и счастливее.
Школа встречала молодых учителей. Коллеги радостно приветствовали бывших студентов, а детям было интересно с Галиной Петровной и Александром Михайловичем. Классы были небольшие — до двадцати человек. Кроме физики, Александр Козлов также стал преподавать и информатику. Этот предмет только появился в советских школах. Учителя проходили соответствующие очные курсы и приступали к делу. Компьютеров в классах не было, вместо них — программируемые калькуляторы.
Жизнь текла своим чередом, пока не произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. К сожалению, Стародубский район попал под зону заражения. Проработав в Картушинской школе всего три года, Галина Петровна и Александр Михайлович были вынуждены переехать. Выбор пал на Жирятинский район.
Здесь всё стало родным
Судьба улыбнулась супругам Козловым. Хоть и не сразу, но вакантные места учителей физики, математики и информатики нашлись. В 1987 году они переступили порог Жирятинской школы. Александр Михайлович стал преподавать физику и информатику, а Галина Петровна — физику и математику, а также была заместителем директора.
За деятельностью молодых педагогов строго наблюдали методисты.
— Отдел образования района находился в здании школы, — вспоминает Александр Козлов. — В соседнем кабинете сидел начальник роно Алексей Тихонович Цуканов и методист Станислав Егорович Сафрутин. Это были самые настоящие профессионалы своего дела. Станислав Егорович часто приходил ко мне на уроки, а потом разбирал их, давал дельные советы. К нему можно было обратиться с любым вопросом. Можно сказать, что он был моим наставником.
— Алексей Тихонович и Станислав Егорович были очень корректными, доброжелательными людьми, отлично разбирались в педагогике, — добавляет Галина Петровна.
В 1988 году завершилось строительство второго здания Жирятинской школы, где разместили ребят, получающих основное общее и среднее общее образование. Учителя самостоятельно собирали мебель, расставляли столы и стулья. В кабинете физики каждый из нас видел плакаты, где расписан греческий алфавит, физические постоянные величины и многое другое. Но мало кто знает, что их сделал Александр Михайлович, чтобы ученикам было проще запомнить материал.
На своем уроке учитель информатики и физики использует разные педагогические методы и приемы.
— Несомненно, все зависит от типа урока: обобщающий урок, урок-повторение, открытый урок и так далее, — говорит Александр Михайлович. — К примеру, если нужно рассказать новую тему, применяется лекционный метод. В физике я использую принцип наглядности. Также все зависит от специфики преподаваемого предмета. В физике мы проводим опыты, пишем лабораторные работы. Поэтому ребята учатся пользоваться измерительными приборами: мензурка, весы, манометр и многое другое.
В информатике чередую на уроке теоретическую часть — нужно объяснить основы — с практической. Стоит отметить, что наш кабинет оснащен современными компьютерами. В 90% классах школы проведен Интернет. Для сравнения: в 2002 году на всю школу было только два принтера и сканер.
Александр Михайлович старается, чтобы ученики покидали класс хотя бы с минимальным запасом знаний о теме. В учебнике информация дана техническим языком, а ребятам нужно объяснить проще.
— Физика очень важный предмет, — заверяет мой собеседник. — Для человека, который ее знает, мир кажется объяснимым, а не сверхъестественным. Кроме того, она связана и с другими отраслями. К примеру, с химией, биологией. А математика — язык науки, ведь все формулы имеют математическое содержание.
Для Галины Петровны лучше математики предмета нет. В настоящее время она преподает алгебру, геометрию и является классным руководителем 10-го класса. Свои уроки педагог выстраивает на основе личностно-ориентированного подхода. Моя собеседница уверена, что на уроке должно быть комфортно всем.
— Классы у нас не очень большие, поэтому есть возможность уделить свое внимание каждому ребенку, — считает учитель. — Еще один важный принцип — принцип доступности. Математика наука точная. Ее нужно понимать, учить, а для этого важно заинтересовать детей. В пятых классах мы развиваем устный счет. Также можно сделать небольшое отступление. Привести какой-то исторический пример, который касается темы или же жизненную ситуацию. Еще я люблю называть разные пословицы и поговорки, связанные с цифрами и вообще с математикой. Считаю, что у ребят должна развиваться как слуховая, так и зрительная память. Объяснения записываю на доске. Обычно на уроке мы разбираем сложный материал, а в качестве домашнего задания предлагаю похожий пример или задачу, чтобы ученики решили ее по алгоритму. При этом ответ должен быть развернутый.
Александр Михайлович и Галина Петровна Козловы уже не могут представить себя в другой отрасли. Они всем сердцем прикипели к педагогике — к своим предметам, коллегам, ученикам. С удовольствием ходят на работу и радуются каждому дню, проведенному в школе.
— В жизни нам очень повезло, — улыбаются мои собеседники. — Нас всегда сопровождали хорошие люди: и в университете, и на местах работы. Повезло нам и с руководителями. Василий Васильевич Чирок, Зинаида Николаевна Прудникова, Владимир Иванович Коваленко были замечательными директорами школы. Теперь мы трудимся под чутким руководством Андрея Ивановича Ященко, к которому можно обратиться по любому поводу. Для нас школа стала вторым домом.
Супруги Козловы — счастливые родители двух детей: дочери Елены и сына Александра. На лето к ним приезжают трое внуков — Полина, Яна и Максим, которым заботливые бабушка и дедушка всегда рады.
***
Александр Михайлович и Галина Петровна Козловы поздравляют с Днем учителя своих коллег:
— В День учителя хотим от всей души пожелать крепкого здоровья! Здоровье — это основа нашей жизни, оно дает нам силы и энергию для новых начинаний. Желаем гармонии в душе и благополучия в семье. Пусть ваши близкие, дети и внуки радуют вас. Также хотим пожелать творческих успехов! Пусть ваша работа приносит вам радость и удовлетворение, пусть каждый день будет наполнен интересными задачами и новыми достижениями. И, конечно же, мирного неба над головой.
Анастасия ПАНЧЕНКОВА