Учитель Морачёвской школы рассказала, как прививает любовь к родному языку своим ученикам
Родом моя собеседница из с. Рубча. После окончания школы поступила в Брянский педагогический институт имени И.Г. Петровского (ныне БГУ им. И.Г. Петровского).
Татьяна Александровна не стала искать счастья за тридевять земель, а осталась преданной малой родине. Вышла замуж, переехала в с. Высокое. С 2009 года работает в Морачёвской школе. За более 20 лет работы Татьяна Александровна Глушенкова обучила немало детей. Сейчас многие из ее учеников уже взрослые, состоявшиеся люди, воспитывают и своих ребятишек, но по-прежнему благодарны мудрому морачёвскому учителю.
— Татьяна Александровна, расскажите, пожалуйста, что или кто подвиг Вас выбрать профессию учителя?
— О профессии учителя я мечтала с детства. Наверное, потому что учителя у меня были хорошие. Я с благодарностью вспоминаю своего первого учителя Александра Ивановича Клименко. До сих пор помню имена всех своих учителей, классных руководителей. Каждый из них дал мне не только знания по своему предмету, но и вложил свою душу. Они научили меня вечным ценностям, сформировали умение делать трудные вещи легкими, помогли мне вступить во взрослую жизнь.
К сожалению, в школу я пришла уже в зрелом возрасте. До этого 14 лет работала в детском саду. Почему к сожалению? Не знаю, как в другие профессии, но в педагогику, я считаю, нужно приходить вовремя, то есть: школа — институт — работа в школе. Дети тянутся к молодым учителям. Они с ними на одной волне что ли. Да и в плане профессионального роста и активности. Я думаю, если бы пришла работать в школу лет в 20-25, многое было бы по-другому.
— Страшно ли было впервые вести урок? Кто Вам помогал справляться с трудностями?
— Страшно ли было вести первый урок? Нет, страха не было, ведь у меня уже был большой опыт работы с детьми, правда, с дошкольниками, но я очень волновалась. Помогали мне справиться с трудностями завуч Татьяна Васильевна Сафрутина и директор школы Валерий Степанович Чепиков. Правда, мне казалось, что он иногда бывал излишне ко мне строг, но это сделало меня сильнее, и я благодарна ему за все. Спасибо всем коллегам, кто мне помогал. А вообще я такой человек, который привык надеяться только на себя (с детства была упорной, да и жизнь научила) и за помощью обращаюсь в крайних случаях. Стараюсь до всего дойти сама. Ведь то, что добыто своим трудом, намного ценнее.
— На каких принципах строится Ваш урок? Какой педагогический прием Вас никогда не подводит?
— Свой урок я строю на следующих принципах: системность, связь теории с практикой, доступность, индивидуальный подход к учащимся, наглядность. Нет универсального приема, который никогда не подведет. Дети разные. Да и все течет, все изменяется. Если раньше на уроках литературы старалась чтение произведения прервать на самом интересном месте, и тогда заданное на дом всегда было прочитано, то сейчас это не работает. К каждому уроку готовлюсь и всегда думаю, чем бы заинтересовать ребят, чтобы и урок прошел плодотворно, и домашнее задание ученики выполнили.
— Как Вы прививаете ученикам интерес к изучению родного языка?
— Воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его изучению — одна из важнейших задач учителя. Как средство повышения познавательного интереса к родному языку я провожу нестандартные уроки: урок-викторина, урок-поиск, урок-игра, использую занимательные материалы (кроссворды, ребусы, шарады), различные опорные схемы, таблицы, и, конечно же, самый эффективный метод пробуждения интереса к изучению родного языка — использование информационно-коммуникационных технологий.
— В образовательных учреждениях в последнее время большое внимание уделяется развитию устной речи. Как лично Вы развиваете навыки общения у учеников?
— Сегодня приоритетным направлением образования является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребят решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Каждый урок, независимо от предмета, должен способствовать формированию и развитию устной речи, навыков общения, так как он строится на коммуникации и сотрудничестве учителя и учащегося.
С целью формирования коммуникативной компетенции использую такие формы и методы, как анализ текста, интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами, мини-сочинения, пересказ художественного текста, выразительное чтение, заучивание наизусть, коммуникативные и игровые ситуации, а также применяю разнообразные приемы: выразительное чтение преподавателя, комментированное чтение, выразительное чтение по ролям, составление плана, конспекта.
Используемые на уроках средства информационно-коммуникативных технологий существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся.
Подробнее интервью читайте в газете «Жирятинский край»